Мученица Христина Тирская
Мученица Христина жила в III веке. Она родилась в богатой семье. Отец ее Урван был правителем города Тира. В возрасте 11 лет девочка отличалась необыкновенной красотой, и многие хотели жениться на ней. Однако отец Христины мечтал о том, чтобы дочь стала жрицей. Для этого он поместил ее в особое помещение, где поставил множество золотых и серебряных идолов, и велел дочери воскуривать пред ними фимиам. Две рабыни прислуживали Христине.
В своем уединении Христина стала задумываться над тем, кто же сотворил этот прекрасный мир? Из своей комнаты она любовалась звездным небом и постепенно пришла к мысли о Едином Творц...
Мученица Христина жила в III веке. Она родилась в богатой семье. Отец ее Урван был правителем города Тира. В возрасте 11 лет девочка отличалась необыкновенной красотой, и многие хотели жениться на ней. Однако отец Христины мечтал о том, чтобы дочь стала жрицей. Для этого он поместил ее в особое помещение, где поставил множество золотых и серебряных идолов, и велел дочери воскуривать пред ними фимиам. Две рабыни прислуживали Христине.
В своем уединении Христина стала задумываться над тем, кто же сотворил этот прекрасный мир? Из своей комнаты она любовалась звездным небом и постепенно пришла к мысли о Едином Творце всего мира. Она убедилась, что безгласные и бездушные идолы, стоявшие в ее покоях, ничего не могли сотворить, так как сами были сотворены руками человека. Она стала молиться Единому Богу со слезами, прося Его открыть Себя. Душа ее разгоралась любовью к Неведомому Богу, она все более усиливала молитву, соединяя ее с пощением.
Однажды Христина удостоилась посещения Ангела, который наставил ее в истинной вере во Христа, Спасителя мира. Ангел назвал ее невестой Христовой и предвозвестил ей будущий страдальческий подвиг. Святая дева разбила всех стоявших у нее идолов и выбросила их за окно. Отец Христины Урван, посещая свою дочь, спросил ее, куда исчезли идолы? Христина молчала. Тогда, призвав рабынь, Урван узнал от них правду. В гневе отец начал бить дочь по щекам. Святая дева сначала безмолвствовала, а потом открыла отцу свою веру в Единого Истинного Бога и что своими руками она уничтожила идолов. Тогда Урван приказал убить всех прислуживавших дочери рабынь, а Христину предал жестокому бичеванию и бросил в темницу. Узнав о случившемся, мать святой Христины с плачем пришла к дочери, прося ее отречься от Христа и вернуться к отеческим верованиям. Однако Христина осталась непреклонной. На другой день Урван призвал дочь на суд и начал ее уговаривать воздать поклонение богам, просить прощения за свой грех, но увидел твердое и непреклонное ее исповедание.
Мучители привязали ее к железному колесу, под которым развели огонь. Тело мученицы, поворачиваясь на колесе, обжигалось со всех сторон. Затем ее бросили в темницу.
Ангел Божий явился ночью, исцелил ее от ран и подкрепил пищей. Отец, увидев ее наутро невредимой, приказал утопить в море. Но Ангел поддержал святую, камень погрузился, а Христина чудесно вышла из воды и явилась к своему отцу. В ужасе мучитель отнес это к действию волшебства и решил наутро казнить ее. Ночью же сам неожиданно умер. Присланный на его место другой правитель, Дион, призвал святую мученицу и также пытался склонить к отречению от Христа, но, видя ее непреклонную твердость, вновь предал жестоким мучениям. Святая мученица Христина долго была в темнице. К ней стали проникать люди, и она обращала их к истинной вере во Христа. Так обратилось около 3000 человек.
На место Диона прибыл новый правитель Юлиан и приступил к истязаниям святой. После различных мучений Юлиан велел бросить ее в раскаленную печь и затворить в ней. Через пять дней печь открыли и нашли мученицу живой и невредимой. Видя происходящие чудеса, многие уверовали во Христа Спасителя, а мучители святую Христину зарубили мечом.
Подробнее...
Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб
Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019–1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015*** память 24 июля) и Глеба († 1015*** память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008–1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи муч...
Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019–1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015*** память 24 июля) и Глеба († 1015*** память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008–1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, «в верх один». На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073–1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег «много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи». Святополк не хотел, «зане не он создал ту церковь».
Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). «Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились». Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах – старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: «и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство». За ним на других санях повезли святого Глеба: «с ним шел Давыд с епископами и духовенством». (Олег ждал всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб – преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем «Поучении», говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого – Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского – Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского – святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда – Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) – полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух*** Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу*** обители того же имени на Смядыни – на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте – в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде – на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, «где было становище святого Бориса». В 1145 г. святой Ростислав Смоленский «заложи церковь каменну на Смядыни», в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича – былинного Садко.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008–1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.
Подробнее...
Преподобный Поликарп Печерский, архимандрит
Сначала инок Киево-Печерской обители*** за духовную рассудительность и примерную жизнь в 1164 г. был избран игуменом Печерской обители, которой управлял до самой блаженной кончины своей в 1182 г. Известен как жизнеописатель святых угодников Печерских. Тело святого было положено в Ближних (Антониевых) пещерах.
Сначала инок Киево-Печерской обители*** за духовную рассудительность и примерную жизнь в 1164 г. был избран игуменом Печерской обители, которой управлял до самой блаженной кончины своей в 1182 г. Известен как жизнеописатель святых угодников Печерских. Тело святого было положено в Ближних (Антониевых) пещерах.
Подробнее...
Священноисповедник Иоанн Калинин
Священноисповедник Иоанн родился в 1861 году в селе Оленевка Пензенского уезда Пензенской губернии. Отца он не знал, так как мать его, Ксения, родила его, не будучи замужем, и отчество – Васильевич – он получил по имени крестного, а фамилию – Калинин – по матери. Отец Ксении строго наказал дочь за совершенный ею проступок, выставив ее из дому. Но затем сжалился над ней и построил ей небольшой домик неподалеку от оленевской церкви, и Иван стал бывать почти на каждой службе, сначала с матерью, а затем ходить в храм самостоятельно...
Священноисповедник Иоанн родился в 1861 году в селе Оленевка Пензенского уезда Пензенской губернии. Отца он не знал, так как мать его, Ксения, родила его, не будучи замужем, и отчество – Васильевич – он получил по имени крестного, а фамилию – Калинин – по матери. Отец Ксении строго наказал дочь за совершенный ею проступок, выставив ее из дому. Но затем сжалился над ней и построил ей небольшой домик неподалеку от оленевской церкви, и Иван стал бывать почти на каждой службе, сначала с матерью, а затем ходить в храм самостоятельно. Воспитанный матерью, он и дружбу вел в основном с девочками, от них позаимствовал он и детские игры, получившие, благодаря его частому посещению храма, церковный характер: куклы у него то шли в храм молиться, то он их отпевал, то нес на кладбище хоронить. Образование Иван получил в сельской школе. Мать, Ксения, вскоре умерла, и он стал жить с племянницами – Татьяной и Марфой, а после их смерти – у своей двоюродной сестры Натальи. Когда он вырос, то часто ходил на оленевское кладбище молиться о родителях, чтобы Господь простил им их грех*** молился он и о себе на том месте, которое выбрал как место для своего погребения, где впоследствии и был похоронен.
С детства он хорошо научился шить и вязать, вязал шарфы и перчатки и тем зарабатывал себе на жизнь. Но наибольшую отраду и утешение для себя он находил в молитве. Часто молился по ночам. Наталья, бывало, когда чинила одежду его, говорила: «Все коленки изорвал». Во Введенской церкви села Оленевка он читал и пел, и в алтаре помогал, и мимо проходящих людей в церковь звал: «Что ты не ходишь в церковь? Матерь Божия накажет. Здесь и Киев, и Иерусалим». Еще подростком он приучил себя к строгому воздержанию в пище, питаясь в основном печеным картофелем и чаем*** яйцо ел только на Пасху, а молоко – когда заболевал. Под горой в Оленевке со стародавних времен бил родник, о котором он говорил: «Я родился, и родник мой родился... Я его благословил – пусть освящаются и исцеляются...» Он приходил сюда молиться, и часто можно было видеть его на пригорке над родником с маленькой Псалтирью в руках.
В 1920 году епископ Пензенский Иоанн (Поммер), призрев на подвижническое житие старца и приветствовав его желание служить в священном сане, рукоположил его во диакона, но без зачисления в штат, как человека уже преклонного возраста. Диакон Иоанн служил впоследствии в церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Оленевка и в Троицкой церкви в селе Соловцовка. Больше всего в жизни он любил молитву церковную. «Я отраду вижу только в церкви, – говорил он, – а из дома, как из гроба, встаю и в гроб ложусь*** из дома, как из могилы, вылезаю».
Ко времени рукоположения диакон Иоанн уже был известен местным жителям как молитвенник и прозорливец, и его посещали многие люди. Иные беседовали с ним в храме, а иные у него дома.
Анна Ивановна Кочетова, услышав о нем как о старце, поспешила отправиться к нему в Оленевку узнать о муже Тихоне, который пропал без вести в Первую мировую войну.
От поезда их набралось идущих к старцу человек пятнадцать. Шли кто с каким горем. В сенях ожидали, когда кого примет. Анна Ивановна подошла к старцу и сказала: «Мне от мужа четыре года нет никаких известий... Бог его знает, может он уже не живой...» – «Живой, живой, живой, придет, будет известие». А бывшей тут Марии Ивановне сказал: «Нету живого, не жди». Другая женщина сказала ему: «Давно нет слуха с войны о моем муже». Старец замахал на нее руками и даже повысил голос, сказав: «Скорей, скорей, скорей к поезду ступай. Стой у поезда и дожидайся».
От старца пошли обратно все вместе на станцию, чтобы ехать домой. Женщина та, подойдя к поезду, только что остановившемуся у платформы, увидела, как из вагона выходит ее муж... С радостью они бросились навстречу друг другу.
А Анна Ивановна вскоре получила от мужа письмо, что он находится в Тироле, в плену. Через месяц он вернулся домой.
Сноха некоей женщины, желая жить отдельно, настойчиво просила, чтобы ее отделили, а муж женщины не хотел, и та посоветовала снохе взять благословение у отца Иоанна. Она пришла к нему и сказала: «Я хочу отделиться, а меня не отделяют...» Отец Иоанн ей на это смиренно и кротко, несколько растягивая слова и почти пропевая их, произнес: «Чужие дети не помеха, как бы тво-и не по-ме-ша-ли...» Она вернулась домой, буркнув лишь о посещении старца: «Чай и он за вас». Однако, видя ее непрекращающееся недовольство, ее все же отделили, а через год она умерла от приступа аппендицита – ее даже не успели доставить в больницу, и двое ее детей остались на попечении родителей мужа.
К началу 1930-х годов страна была опутана, как паутиной, многочисленными доносчиками, не исключая самые глухие деревни. Дома, где собирались верующие, любое перемещение людей или появление в селе незнакомого человека – все это сразу же отмечалось и доносилось в ОГПУ. В среду верующих, которые рассматривались властью как социально враждебная и потому почти преступная группа, было внедрено значительное число подобного рода людей.
В 1931 году органы ОГПУ произвели в Пензенской области массовые аресты*** почти в одно время было арестовано сто двадцать четыре человека во главе с епископом Пензенским Кириллом (Соколовым), возглавлявшим епархию с 1928 года. Поводом для ареста послужило то, что большинство священников епархии за богослужением поминали только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и епископа Пензенского Кирилла и не поминали Заместителя Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), а также не поминали они и гражданские власти, что рассматривалось в то время как доказательство враждебности к бывшему тогда политическому строю и считалось достаточным основанием для ареста и заведения уголовного дела. Поясняя свою позицию на допросе, епископ Кирилл заявил, что он никому не запрещал поминать за богослужением ни митрополита Сергия, ни власти, хотя сам лично и не всегда их поминал. Пензенская епархия, по его мнению, находилась в особом положении, и если бы он стал распространять и публиковать некоторые указы и декларацию митрополита Сергия, это привело бы к расколу и массовому уходу духовенства и мирян к епископу Гдовскому Димитрию (Любимову). Епископ Кирилл прямо считал виновным в своем аресте митрополита Сергия и, оказавшись в камере с одним из пензенских священников, арестованных вместе с ним, сказал, что если бы не их отношение к митрополиту Нижегородскому Сергию, то они бы не сидели в тюрьме. Но и после ареста епископа Кирилла священнослужители Пензенской епархии до 1933 года продолжали поминать за богослужением только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра и епископа Пензенского Кирилла.
В начале 1932 года в Пензенский оперсектор ПП ОГПУ стали поступать сведения, что, «несмотря на ликвидацию в городе Пензе контрреволюционной организации церковников, именуемых «истинно православные», во главе с епископом Пензенским Кириллом , хвосты последней продолжали оставаться, и в особенности в Телегинском районе , каковой особенно насыщен религиозными фанатиками, разного рода юродивыми, старцами, старицами, монашками, монахами . Местом сборищ их в селе Телегине были главным образом кельи монашек . Последние имели тесную связь со старцем диаконом Калининым , каковой в простонародье считается «святым прозорливцем», пользующимся большой популярностью среди верующих».
3 апреля 1932 года начальник секретного политического отдела Пензенского оперсектора ПП ОГПУ направил рапорт своему начальнику, в котором писал, что «по подработанному агентурному материалу на оставшихся приверженцев организации церковников, именующихся «истинно православные» по Телегинскому району, выявлен ряд старцев, стариц, бродячих монахов, келейниц, отшельников и прозорливцев, которые помимо внушения верующим своих религиозных взглядов антисергиевского направления открыто высказываются о своей принадлежности к «истинно православной церкви», проводя антисоветскую деятельность, направленную к срыву проводимых мероприятий на селе».
Среди других были названы диакон Иоанн Калинин, его духовный отец – настоятель закрытого властями Пензенского монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков), настоятель храма, в котором служил в то время диакон Иоанн в селе Надеждине, священник Александр Державин, монахи, благочестивые крестьяне, а также почитаемая за прозорливость Наталия Цыганова, к которой крестьяне приходили побеседовать на религиозные темы*** лишенная ног, она лежала в постели.
5 апреля 1932 года начальник Пензенского оперсектора дал разрешение на заведение против них уголовного дела. В тот же день был вызван на допрос священник села Ермолаевка Алексий Султанов, который показал, что он посещал болящую Наталью, исповедовал ее и причащал. На него она произвела впечатление изнуренного болезнью человека, так как у нее отсутствуют ноги, среди населения она почитается как святая. Диакона Иоанна также посещает много народа, почитая его за святого. Известность их среди верующих подтвердил и священник Никольского храма в селе Клейменовка Петр Онагров. Один из крестьян, допрошенный в качестве свидетеля, показал, что диакон Иоанн почитается среди верующих как старец, к нему ходят за советами буквально по всем вопросам. Многим женщинам он сказал об их мужьях, пропавших без вести в Первую мировую войну. Паломничество к старцу Иоанну продолжается в течение десятков лет.
Священник храма в селе Телегине, настроенный к диакону Иоанну враждебно, показал, что народ старца Иоанна почитает за святого, ездит к нему издалека, но не так-то просто узнать о его взглядах на различные церковные вопросы, так как он не высказывается по этим вопросам вслух, боясь породить церковный раскол. «Но не подлежит ни малейшему сомнению, – заявил священник, – что Калинин держится самых старых взглядов на Церковь, и идеологические его воззрения ничем не отличаются от «истиновцев» . Вред от него советской власти громадный, он ведет самым бесстыдным образом подрывную работу против советской власти, и очень многие слушают его».
8 апреля 1932 года ОГПУ постановило привлечь всех к ответственности как обвиняемых, но из-за преклонного возраста и болезней с некоторых была взята подписка о невыезде с места жительства, как, например, с диакона Иоанна Калинина и Натальи Цыгановой.
Вызванный на допрос настоятель храма села Надеждина священник Александр Державин на вопрос, что он может показать о диаконе Иоанне из села Оленевка, который служит с ним в одной церкви, сказал, что тот «пользуется среди населения большой популярностью. Знаю, что к нему из разных мест стекаются богомольцы за получением тех или иных советов. Ведутся ли разговоры на политические темы – не знаю. В разговоре он человек весьма сдержанный, осторожный. Поскольку является малограмотным, в политике не разбирается».
Архимандрит Иоанникий (Жарков) показал на допросе, что всецело разделяет взгляды епископа Пензенского Кирилла, который благословил поминать за богослужениями в храме Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и его как епархиального архиерея, чему следовали и все священнослужители епархии. С содержанием заявления митрополита Сергия, то есть что в СССР нет гонения, он не согласен, но раз митрополиту Сергию угодно было так написать, на то была его полная воля. Он подтвердил, что диакон Иоанн Калинин действительно пользуется уважением и популярностью среди народа.
Большинство допрошенных священников и крестьян показали, что почитают отца Иоанна за святого человека и старца.
12 апреля 1932 года следователь допросил диакона Иоанна, который, отвечая на его вопросы, сказал: «Жил с племянницами, имел свою келью, занимался вязанием шарфов. По религиозным убеждениям я отношусь к последователям истинного православия. Главой Церкви признаю Петра Крутицкого и поминаю за богослужением Кирилла, епископа Пензенского. Наш священник Державин мне как диакону предложил поминать за богослужением Петра Крутицкого и Кирилла, так я и выполняю. Митрополита Сергия или Димитрия Гдовского я не знаю . Последователи Сергия или Димитрия для меня неизвестны . Я живу на положении келейном, ко мне действительно иногда приходят некоторые граждане . Приходят иногда женщины из окружающих деревень . По отдельным вопросам приходящим ко мне давал краткие советы. Бесед затяжного характера в своем доме ни с кем у меня не бывает*** я, поскольку человек больной, стараюсь находиться все больше в покое . Ухаживают за мной две старые девы – тоже келейницы».
8 мая 1932 года было составлено обвинительное заключение, в котором все арестованные обвинялись «в том, что, будучи тесно связаны друг с другом, имея единое намерение противопоставить себя мероприятиям, проводимым советской властью на селе, путем распространения ложных слухов о скором падении советской власти, о нежизненности колхозов, намереваясь восстановить недавно ликвидированную организацию церковников «истинных», связываясь между отдельными ее членами через бродячих монахов и монашек, то есть в преступлении, предусмотренном статьей 58 пункты 10 и 11 УК.
Все привлеченные обвиняемые в предъявленном им обвинении в части ведения антисоветской деятельности виновными себя не признали. Однако не отрицают принадлежность к «истинно православной церкви». По своим религиозным убеждениям являются противниками митрополита Сергия, считая его вместе с опубликованной им декларацией продавшимся гражданской власти, из чего явствует их враждебное настроение и к существующему строю правления».
14 мая 1932 года тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорила арестованных к различным срокам заключения и ссылки, от приговора была освобождена только обвиняемая, не имевшая ног*** диакон Иоанн был приговорен к лишению права проживания в двенадцати городах Средне-Волжского края на три года.
Отец Иоанн вернулся домой*** он служил, когда позволяли силы, во Введенском храме в селе Соловцовка и по-прежнему принимал людей, ищущих совета, помощи и утешения.
В 1933 году в селе Соловцовка раскулачили одну из семей: хлеб из амбара забрали, скотину угнали, арестовали хозяина, и супруга его с горечью стала всем жаловаться: «Ну все, мы пропали!» Ей посоветовали сходить к старцу Иоанну в село Оленевка. «С чем же я пойду, у меня ни рубля нет?» – сказала она. Но все же заняла один рубль и пошла. Заливаясь слезами и горько сетуя на случившееся, она стала рассказывать старцу о своем горе, причитая, что только одно ей и осталось, что помереть. «Ничего, ничего, ничего, – быстро заговорил отец Иоанн, – он придет, не плачь. Как жили, так и будете жить». Справившись с овладевшим ею было унынием, она начала работать, и Бог стал давать ей все потребное для жизни, а через пять лет вернулся и муж.
Недолго прожил диакон Иоанн в селе Оленевка. 20 декабря 1933 года начальник секретного политического отдела полномочного представительства ОГПУ Средне-Волжского края направил прокурору края докладную записку, в которой писал: «По имеющимся проверенным данным, в городе Пензе, в Пензенском районе, а также в районах Лунинском, Телегинском, Нижне-Ломовском, Каменском существуют контрреволюционные группировки, участники которых ведут активную контрреволюционную деятельность. Руководящим ядром по отношению к сельским группировкам являются церковники города Пензы, которые, будучи связаны через своих приближенных с сельскими группировками, направляют свою деятельность на противодействие мероприятиям советской власти...»
21 декабря прокурор дал санкцию на арест всех, чьи имена были перечислены в докладной записке. 30 января 1934 года начальник 4-го отделения секретного отдела допросил диакона Иоанна.
«С самого детства я в своем селе Оленевка веду подвижническую жизнь, – сказал диакон. – Мое поведение как подвижника, весь образ моей жизни создали обо мне славу как о праведнике и прозорливце, но сам я знаю о себе – этого во мне нет. Видя, что народ меня считает за праведника и прозорливца, я не разубеждал его в этом. Вследствие этого, еще с дореволюционного времени, ко мне очень многие из ближних и далеких мест ходили за советами по самым разнообразным вопросам и поводам. Начиная с того примерно: можно ли выйти замуж или жениться и кончая тем, что делать тем, кого обидела советская власть – раскулачила или выслала, или обложила налогами и т.д. Всем, кто приходил ко мне с жалобами или за советами, я давал эти советы, успокаивал и призывал к терпению. Из таких лиц, которые меня посещали чаще других и которым я давал советы, помню следующих: Плешаков Осип Иванович, староста конногородской церкви, который просил у меня благословения принять в их церковь популярнейшего в городе Пензе священника Николая Касаткина. Во второе посещение он у меня просил совета, как организовать общественные обеды для старцев и странников, группирующихся вокруг конногородской церкви*** по его словам, эти обеды организовать рекомендовал Кузнецкий епископ Серафим. На это я ему ответил, что раз власти пока не препятствуют, то это дело хорошее и его надо делать.
В третье посещение он мне доложил, что он дает какому-то Федору из церковных сумм деньги на содержание старцев-пещерников. Когда же попросил этого Федора показать ему старцев, то Федор это сделать отказался. Я в этом деле усмотрел простое мошенничество и Плешакову запретил давать деньги.
Шашин Осип и Шурунов Александр, регент конногородской церкви, обращались ко мне за советом, выполнять ли им предложение ссыльного иеромонаха Нектария Немчинова о пострижении в монахи. Я их на это не благословил.
Кузьмин Илья был у меня два раза, приходил ко мне как к... старцу с той целью, чтобы я признал его как пророка Илью. Я с этим согласиться не мог, так как усмотрел в нем мошенника, своевольно толкующего Евангелие и намеревавшегося в своих целях использовать мой авторитет. После этого Кузьмин ко мне ходить не стал . Также я не стал принимать мою последовательницу Давыдову Марфу, которая признала Кузьмина Илью и объявила себя Христовой невестой.
Сторож конногородской церкви Степанов приходил за советом, как ему быть с сыновьями, которые его не слушаются.
Из Кучек была ссыльная монашка мать Евгения по дороге в Пензу. Она мне говорила, что с каким-то поручением едет от священников к Кузнецкому епископу Серафиму. Попутно я ей поручил договориться с Серафимом о том, чтобы он мне разрешил надеть монашескую скуфью. Но обратно она ко мне не зашла, и я ответа от Серафима не получил.
Старец Ермолай Иванович, фамилии не знаю, происходит из села Телегина, приходил просто проведать. Говорил мне, что во дворе имеет земляночку, в которой молится. На это я отозвался одобрительно, высказав сожаление, что настолько ослаб, что не могу вырыть для себя такой земляночки .
Неоднократно ко мне приходила старушка Александра из Кронштадта, бывшая прислужница Иоанна Кронштадтского. Я ее принимал как не имеющую приюта».
На следующий день после допроса было проведено медицинское обследование старца, которое установило, что вследствие преклонного возраста и сурового образа жизни он находится в состоянии «старческой дряхлости на почве физиологического увядания организма». При таком состоянии здоровья казалось, что старец вскоре умрет, и следователь потребовал от него, чтобы он дал обязательство, что, живя в Оленевке, не будет больше никого принимать, не будет никому давать советов и не будет совершать богослужений ни в церкви, ни дома.
26 февраля 1934 года следователь написал в постановлении об отце Иоанне: «В деле имеется достаточно компрометирующих данных, указывающих на его руководящую роль в деятельности ликвидированного контрреволюционного образования. Однако, учитывая данные медицинского осмотра, указывающие на то, что Калинин, вследствие его болезни и преклонного возраста, семьдесят девять лет, передвигаться на далекое расстояние без посторонней помощи не может, считаю, что привлечение его к ответственности будет нецелесообразно».
5 июня 1935 года Президиум Куйбышевского крайисполкома постановил закрыть храм в селе Соловцовка. Верующие не согласились с этим и, собрав около тысячи подписей под прошением об оставлении им храма, отправили ходатайство во ВЦИК. Устно им было обещано, что храм до рассмотрения вопроса во ВЦИКе не будет закрыт, но местные власти потребовали от них письменного подтверждения данного обещания.
9 февраля 1936 года ответственный секретарь по вопросам культов при Президиуме ЦИК Союза ССР представил заключение по жалобам верующих села Соловцовка, в котором писал, что ближайшая действующая церковь находится в семи километрах*** основанием закрытия церкви является то, что в селе сгорела школа, а самое подходящее помещение под школу – это церковь. В тот же день старый друг Ленина, председатель Комиссии по вопросам культов Петр Красиков, подтвердил это решение своей резолюцией: «согласен с передачей по ликвидации под школьное помещение». 16 февраля Комиссия постановила решение местных властей утвердить и в здании храма разместить школу. В этом же году храм был переоборудован – но не под школу, а под клуб.
Прихожане, однако, с таким решением не согласились и 3 июня 1936 года направили жалобу в Комиссию советского контроля, но ответа на нее не получили.
Храм в селе Соловцовка был закрыт, и отец Иоанн, когда позволяло здоровье, стал служить в храме во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Князевка. Молился старец зачастую ночью, со слезами, и хотя и ходил с трудом, делал много поклонов. Желая скрыть свои подвиги, он никогда никого из посетителей не оставлял у себя на ночь, а отправлял к кому-нибудь*** и те, кто испытывал нужду в ночлеге, и те, к кому он посылал, всегда рады были его благословению. Обыкновенно он отправлял к тем, кто сам нуждался в помощи. В селе, например, жила старушка Наталья, которая стала переживать, что по старости и малосилию не сможет заготовить дров. Старец послал к ней ночевать Евдокию Кучарову с двумя женщинами, и они быстро перепилили бревна и накололи дров, так что старушка благодарила и их, и старца и уже не знала, как бы их получше расположить у себя на ночлег.
Две женщины, София и Матрона, пришли побеседовать к отцу Иоанну и уже собирались домой, когда старец сказал: «Не ходите домой, оставайтесь ночевать, идите к Ксении, она вас пустит». И объяснил им, где та живет. Ксения в это время тяжело заболела и стала уже волноваться – кто поможет ей по хозяйству. Нежданные гости все сделали: корову подоили, теленка накормили, еще вечером дела начали делать, а утром продолжили. Ксения только удивлялась, откуда отец Иоанн узнал, что она нуждается в помощи, – никому она о своей болезни не говорила, из дома не выходила, и к ней никто не заходил.
Как-то шла к старцу женщина и по дороге была сильно борима помыслом: «Зачем я деньги несу, лучше бы купила кренделей ребятишкам и накормила бы их». Пришла и говорит: «Батюшка, я тебе деньжонок принесла». – «Мне не надо, – ответил он. – Пойди, купи кренделей ребятишкам и накорми их».
В те годы старцу пришлось испытать много насмешек и прямых гонений и от властей, и от некоторых своих односельчан. Однажды, когда он молился в лесу, его подстерегли злоумышленники и привязали к дереву, а сами ушли – пусть, мол, ему поможет Тот, Кому он молился. На него натолкнулся односельчанин Иван Морозов, который и привез старца домой чуть живым. На вопрос, кто это с ним сделал, старец отвечал скороговоркой: «Бог с ними! Бог с ними! Бог с ними!» В другой раз хулиганы сбросили его в овраг, засыпанный мусором. Всю ночь он ползал по дну и стенам оврага, но по немощи сам не смог выбраться, и только утром его отыскали, окровавленного, с синяками на теле. Дома его спросили: «Кто тебя, батюшка, затолкал туда? Не побили ли тебя? Как ты туда попал?» – «Бог с ними, Бог с ними, Бог с ними», – отвечал старец.
В 1936 году член Оленевского сельсовета написал на старца донос, что в его доме «постоянно происходят сборища бродячих элементов и некоторых местных граждан . Калинин ведет образ жизни блаженного. На селе появляется очень редко. Принимает всех паломников дома...».
24 октября 1936 года в доме у старца был произведен обыск, в нем участвовали представители РИКа, сельсовета, милиции и районного отделения НКВД. После обыска был составлен акт, в котором оказалась подробно описана его келья: «Квартира из одной комнаты, в переднем углу комнаты висят двадцать две иконы разного размера от 80 сантиметров до 10 сантиметров. При входе в комнату за голландской печкой устроено... ложе... На стене над кроватью висят семнадцать икон разного размера от 80 сантиметров и до 10 сантиметров. В переднем углу перед иконами лежит на полу моленный коврик и горит лампада. В комнате еще имеется одна лавка, три табуретки и стол, более никаких предметов нет, кроме как книг Священного Писания. Книги, обнаруженные в квартире, следующие: Служебник – по словам Калинина, он по нему служит, Молитвослов, «Жизнеописания подвижников благочестия», «История Христианской Церкви», «Как чудом Божиим строилась русская земля», «Жизнеописание блаженной старицы Евфросинии», «Житие Сергия», «Житие святого Александра», Псалтирь, «Сказания старца Серафима», «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», Библия, акафист Иоанну, акафист Богородице, акафист Серафиму, акафист Успению Пресвятой Богородицы, акафист Софии... Три книги без названия... Калинина обслуживает его сестра, гражданка села Оленевка».
Один из милиционеров, объявив диакону, что он арестован, сказал: «Собирайся, дедушка!» Старец немного помолчал, а затем кротко сказал: «Сейчас соберусь, а тебя завтра хоронить будем». На другой день, после того как отца Иоанна отвезли в тюрьму, милиционер скоропостижно скончался.
29 октября сотрудники НКВД арестовали старосту храма в селе Князе-Умет Дарью Ваганову, обвинив ее в том, что она позволила верующим после богослужения петь канты, содержание которых, по мнению властей, имело контрреволюционный характер.
С 31 октября по 28 ноября начальник районного отделения НКВД допрашивал старца, который, отвечая на его вопросы, сказал: «Действительно ко мне с разных мест ходят люди, которые делятся со мною своим горем. Я сейчас фамилии посещающих лиц не помню, а также не помню, из каких сел они приходят, но часто ходят ко мне граждане сел Оленевка, Соловцовка, Князевка, Борисовка и с ряда других сел, названий которых я не помню. Когда ко мне приходят посетители с разных мест, то приносят яиц, хлеба, яблок, денег и т.д. Когда бывает много посетителей, то я всех не принимаю, так как всех принять не хватает у меня сил... »
4 ноября старца перевезли в тюремную больницу, в которой он пробыл всю зиму, но допросы при этом не прекращались. Верующие старались его здесь навещать, но это было непросто. Параскева Баусова с дочерью собрали старцу передачу и пришли в тюрьму. Передачу приняли, а свидание не разрешили. Но они не ушли и через некоторое время снова стали просить, чтобы дали свидание, и им, наконец, разрешили. Надзиратель, провожая их на свидание, сказал Параскеве: «Я знаю тебя. Ты из Кучков. И я оттуда».
Вышедший к ним отец Иоанн был одет в лапти и халат. Дочь Параскевы стала просить благословения старца на замужество. «Погоди, – сказал он Параскеве, – выйду из тюрьмы весной, тогда увидим, а пока не отдавай».
Однажды, когда отец Иоанн был на прогулке, к нему пришли на свидание несколько женщин*** увидев их, он завернул в платок небольшую иконку Божией Матери и, вложив в сверток записку, перебросил к ним через забор. Развернув платок, женщины в записке прочли: «Хлопочите обо мне...»
28 ноября 1936 года следователь допросил старца.
– Через кого вы поддерживали связь с пензенским архиереем и в чем она выражалась? – спросил его следователь.
– Архиерей мне прислал только один раз по почте письмо, где мне и князевскому священнику дал указания, чтобы я служил в князевской церкви. Других связей у меня с архиереем Феодором не было...
– Расскажите, кто к вам ходил из Сердобска и какие беседы вы с ними вели.
– Меня из Сердобска два раза посещал мужчина, фамилии и имени не знаю, и он только пил у меня чай, но мне ничего не говорил и я ему ничего не говорил...
– Вы обвиняетесь в том, что ваша квартира являлась сборищем контрреволюционного бродячего элемента, среди которого вы вели контрреволюционную агитацию. Признаете ли себя в этом виновным?
– Ко мне приходили люди из разных мест, но контрреволюционной агитации я не вел.
В тот же день начальник Кондольского отдела НКВД выписал постановление о заключении старца в пензенскую тюрьму, обвинив его в том, что он «систематически вел среди населения контрреволюционную агитацию против существующего строя и его квартира являлась сборищем контрреволюционного... элемента».
30 декабря 1936 года следствие было закончено, диакон Иоанн Калинин и староста храма Дарья Ваганова обвинялись «в том, что среди населения села Князе-Умет, а также и других населенных пунктов Кондольского района вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные против советской власти и ее мероприятий...»
Судебное заседание должно было начаться 19 февраля 1937 года в девять часов утра в здании суда в городе Пензе. К этому времени в суд уже прибыла большая часть свидетелей, а в тюрьму – конвой, чтобы сопровождать узников. Однако выяснилось, что у начальника тюрьмы нет лошади для доставки заключенных в суд, и конвоиры, пробыв в тюрьме до трех часов дня, отбыли восвояси, а суд принял решение: поскольку «никаких надежд на доставку обвиняемых Вагановой и Калинина сего числа не имеется, так как в распоряжении дежурного по пензенской тюрьме средства передвижения отсутствуют , Спецколлегия постановила: настоящее дело слушанием перенести на 20 февраля 1937 года на 9 часов утра, обязав начальника пензенской тюрьмы доставить обвиняемых Ваганову и Калинина к указанному времени, для чего послать ему телефонограмму. Расходы, связанные с задержкой свидетелей, отнести на начальника пензенской тюрьмы, возбудив дисциплинарное преследование против последнего за недоставку в судебное заседание обвиняемых».
20 февраля состоялось судебное заседание. Отец Иоанн, обращаясь к судьям, сказал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю и поясняю: я знаю, что всякая власть от Бога, и советской власти я покоряюсь, в селе Князевка я служил два раза, паломничества я не признаю и прозорливым я не был – это все ложь. Люди ко мне ходили с горем, поговорить, из чего и залючили, что я прозорлив, но им я никогда не был. Я сапожничал ранее и заштатным диаконом лет десять. Я не говорил, что при советской власти плохо, а раньше было лучше, я больше лежу на кровати и про советскую власть никому и ничего не говорил».
Вызванная судьей для ответа Дарья Ваганова заявила, что когда ее арестовали, то она, просидев в тюрьме тринадцать суток, заболела, на что у нее имеется от врача справка, и, будучи больной, подписала, не зная что.
Из допрошенных вслед за ними свидетелей многие заявили, что подписали протоколы допросов, не читая, и записано в протоколах допросов не совсем то, что они говорили.
Выслушав показания свидетелей, суд постановил: поскольку свидетели коренным образом изменили свои показания, данные на предварительном следствии, перенести судебное заседание на 19 марта, допросив свидетелей в судебном заседании.
19 марта 1937 года в час дня началось заседание Специальной коллегии Куйбышевского областного суда, на котором присутствовали адвокат и свидетели. Суд спросил обвиняемых – диакона Иоанна и старосту Дарью Ваганову, – считают ли они себя виновными.
«Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, – сказал отец Иоанн. – Прозорливым меня никто не считал, да я себя и не выдавал за «прозорливого». У меня бывали люди, но очень мало. Ходили ко мне в келью граждане своего села, а не из других сельских местностей. Зачем ко мне приходили граждане, я не помню. Просто приходили ко мне поделиться своими несчастьями-горем. Они имели ко мне «притяжение» как к человеку скромному, непьющему, ведущему отшельнический образ жизни. Кроме граждан села Оленевка ко мне заходили и жители сел Соловцовка и Князевка . Павла Кучина я знаю. Он, будучи почтальоном, приносил мне газеты. Обнаруженная у меня карточка фотографическая Павла Кучина оставлена мне матерью его. Она приносила ко мне эту карточку посмотреть и оставила. Павла Кучина я раньше лечил, когда он болел. Лечение мое выражалось в том, что я помолился за Кучина, и ему стало легче. В знак благодарности Павел Кучин, будучи в Красной армии, прислал мне свою фотокарточку. Я молился не только за одного Кучина, но и за других. Я молился вообще за всех...»
«Виновной себя в предъявленном обвинении не признаю, – ответила староста. – В церкви никакие стихи контрреволюционного содержания не пели. В лес с прихожанами к ключу петь стишки я не ходила, но один раз слышала, как в лесу верующие пели какие-то стихи, но что это были за стихи, я не знаю. Калинин был в нашей церкви в 1936 году. Летом. Приходил приобщаться...»
Вслед за допросами обвиняемых начались допросы свидетелей, многие из которых на предварительном следствии малодушно подписали показания, написанные следователем, и теперь на суде отказывались от них.
«Председатель церковного совета Ваганова никаких разрешений петь в церкви стихи не давала, – заявила жительница села Князевка. – Показания мои в НКВД записаны неверно. Я не говорила, что Ваганова разрешила нам в церкви петь стихи. Протоколы допроса я подписала, не зная, что подписываю. Стихи в церкви мы распевали по своей неопытности и никаких разрешений на это не спрашивали. Протокол следователь мне читал, и я его подписала. Разрешение на пение стишков в церкви у Вагановой брала Панина, и показания мои, данные на предварительном следствии, следователем в этой части записаны правильно. У Калинина в селе Оленевка я была два раза. Я была у него осенью один раз. Приходила и во второй раз посоветоваться с Калининым, стоит ли вступать в колхоз. Калинин сказал мне, чтобы я вступала в колхоз. В колхозе я состою шесть лет, но исключалась, так как мало имела трудодней. После этого я приходила к Калинину посоветоваться насчет колхоза. Он велел мне пойти в колхоз. Вновь в колхоз я вступила весной 1936 года и состою в нем до настоящего времени».
«Летом 1936 года в церковные праздники на Успение и Троицу в церкви нашей пели два раза стишки, – показал житель села Князевка. – Пение происходило между утреней и ранней обедней, когда не было богослужения. Стихи пели слепые старушки и другие верующие, кто именно, сейчас не помню. Граждане самовольно пели эти стихи, никто никаких разрешений на это не давал. Ваганова здесь ни при чем. Она не давала разрешения на пение стихов. Я слышал только, как в церкви пели молитвы, а контрреволюционных стихов не слышал. Я не говорил следователю, что Ваганова давала разрешение на пение стихов. Показания в этой части записаны неверно, и я их не подтверждаю, возможно, что они даны мною, но ошибочно, я просто не понял вопроса. Пели их один раз. Калинина при этом пении не было. В церковь к нам он приезжал помолиться и по окончании службы тут же уезжал в свою «обитель»...»
«Показания, данные в НКВД, подтверждаю, – сказал житель села Соловцовка. – У Калинина я бывал не один раз как у старца-диакона. Мне известно, что к Калинину ходили граждане – верующие за советами. Среди верующих Калинин пользовался уважением...»
После окончания допросов государственный обвинитель заявил, что поддерживает обвинение и просит приговорить обвиняемых к заключению в исправительно-трудовых лагерях и в дальнейшем – ограничить в правах.
«Достаточных улик против обвиняемых Калинина и Вагановой нет и нет достаточных оснований для вынесения обвинительного приговора», – заявил адвокат.
Суд предложил обвиняемым сказать последнее слово.
– Я ни в чем не виноват, – сказал старец.
– Калинина я не знала. Контрреволюционные стихи я не распространяла, – сказала староста.
В десять часов вечера судья зачитал приговор: «Подвергнуть лишению свободы сроком на шесть лет каждого и дополнительно применить поражение в правах на пять лет каждого...»
Подсудимые обратились с обжалованием приговора в Спецколлегию Верховного суда РСФСР.
Диакон Иоанн в это время снова оказался в тюремной больнице, и Надежда Калинина, заявив, что она его родственница и желает с ним попрощаться, добилась свидания, которое продолжалось пятнадцать минут. Старец одет был в лапти, голова завязана платком, чтобы хоть как-то облегчить страдания от головной боли. Обратившись к Надежде, он сказал: «Хлопочите обо мне... Из Куйбышева присудили ше
Подробнее...
Священномученик Алфей Корбанский
Священномученик Алфей родился 18 ноября 1873 года в городе Вологде в семье священника Пятницкой церкви Анатолия Корбанского и его супруги Ольги. По окончании Вологодского духовного училища он поступил в Вологодскую духовную семинарию, но после первого курса, в 1890 году, оставил семинарию. 7 ноября 1891 года он был назначен псаломщиком в Иоанно-Богословскую церковь в селе Мало-ЯнгосорскомВологодского уезда и 9 июня 1895 года рукоположен во диакона.
7 мая 1896 года диакон Алфей был переведен в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Большой Козлене в Вологде, где ему суждено было встретить начавшиеся после прихода большевиков к власти гонения на Русскую Правосла...
Священномученик Алфей родился 18 ноября 1873 года в городе Вологде в семье священника Пятницкой церкви Анатолия Корбанского и его супруги Ольги. По окончании Вологодского духовного училища он поступил в Вологодскую духовную семинарию, но после первого курса, в 1890 году, оставил семинарию. 7 ноября 1891 года он был назначен псаломщиком в Иоанно-Богословскую церковь в селе Мало-ЯнгосорскомВологодского уезда и 9 июня 1895 года рукоположен во диакона.
7 мая 1896 года диакон Алфей был переведен в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Большой Козлене в Вологде, где ему суждено было встретить начавшиеся после прихода большевиков к власти гонения на Русскую Православную Церковь.
Весной 1930 года Покровский храм был закрыт, и диакон Алфей стал служить в одном из трех оставшихся незакрытыми в городе храмов – Рождества Богородицы на Богородском кладбище, настоятелем которого был тогда протоиерей Константин Богословский*** сюда он поступил одновременно с диаконом закрытой церкви великомученицы Параскевы Пятницы Иоанном Преображенским.
Диакон Алфей был среднего роста, с седыми волосами и небольшой седой бородой. Он запомнился прихожанам своей манерой произносить заупокойные ектении, с большим чувством и со слезами поминая усопших. Он особенно дорожил памятью своих родителей, о упокоении которых усердно молился за каждой литургией. В ночь с 29 на 30 июня 1937 года священнослужители храма Рождества Богородицы были арестованы и среди них диакон Алфей.
– С кем вы имели связи из ссыльных в городе Вологде? – спросил его следователь.
– Ссыльных города Вологды никого не знаю, – ответил диакон.
– Вы вели контрреволюционную деятельность? Дайте показания! – потребовал следователь.
– Контрреволюционной деятельности я никакой не проводил, – ответил диакон.
В тюрьме он тяжело заболел и был отправлен в тюремную больницу. Диакон Алфей скончался 6 августа 1937 года и был погребен в безвестной могиле.
Подробнее...
Священномученик Николай Понгильский
Священномученик Николай родился 20 января 1879 года в погосте Каряеве Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. По окончании Угличского духовного училища и Ярославской духовной семинарии Николай был назначен псаломщиком в храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Спасском-на-Волге Рыбинского уезда. В 1907 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Ильинском, в 1910-м – переведен в церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в городе Рыбинске...
Священномученик Николай родился 20 января 1879 года в погосте Каряеве Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. По окончании Угличского духовного училища и Ярославской духовной семинарии Николай был назначен псаломщиком в храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Спасском-на-Волге Рыбинского уезда. В 1907 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Ильинском, в 1910-м – переведен в церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в городе Рыбинске. В 1916 году отец Николай был командирован на фронт священником при 2-м лазарете 44-й пехотной дивизии, а по окончании военных действий, 11 января 1918 года, вернулся служить в тот же храм*** здесь он прослужил до своего ареста в 1927 году.
В те годы ОГПУ уже имело обширную сеть секретных осведомителей и активно пользовалось ими для сбора сведений перед проведением арестов. В июне 1927 года Ярославское ОГПУ на основании сообщений осведомителей арестовало четырех священнослужителей, трех бывших околоточных надзирателей и инструктора спорта при заводе. Следователь ОГПУ писал, что «дело возникло в результате поступивших в городской отдел ОГПУ сведений», что обвиняемые «в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона распространяют провокационные слухи в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией».
Священник Николай Понгильский был арестован 11 июня 1927 года. Рассмотрев имеющиеся на него донесения секретных осведомителей и немного побеседовав с ним, начальник секретного отделения Ярославского ОГПУ счел это достаточным, чтобы привлечь священника «к ответственности в качестве обвиняемого, заключив под стражу в каземате городского отдела ОГПУ». 13 июня отец Николай был допрошен.
– Не выступали ли вы когда-либо в проповедях или в частном разговоре против советской власти в целом или ее отдельных мероприятий? – спросил его следователь.
– Не выступал, – ответил священник.
– Каковы ваши личные взгляды на советскую власть?
– Как христианин подчиняюсь советской власти.
29 июня отца Николая допросил начальник секретного отделения, который задал ему дополнительно ряд вопросов, в основном интересуясь, что он думает об отношении советской власти к обновленцам.
Отвечая на его вопросы, священник сказал: «О том, что советская власть потворствует обновленцам, я никогда и нигде не говорил. Против обновленцев я также никогда не выступал, почему и не мог говорить о том, что власть потворствует им. О том, что незаконно передаются храмы от тихоновцев обновленцам, я также никому не говорил. Обязанности благочинного я выполнял вплоть до ареста, причем личных распоряжений от своего имени я по своему округу не рассылал, все распоряжения исходили от викарного епископа или управляющего епархией, хотя и рассылались за моей подписью. Являясь благочинным 1-го округа Рыбинского уезда, я был лишь старшим среди духовенства своего округа*** о том, что рыбинским духовенством допускались в проповедях выступления против советской власти – мне не было известно...»
Расследование показало несостоятельность обвинений, и 18 июля 1927 года ОГПУ распорядилось освободить обвиняемых. После освобождения отец Николай вернулся к служению в своем храме и исполнению обязанностей благочинного.
В 1929 году власти приступили к проведению в Ярославской области широкомасштабной кампании по закрытию церквей и передаче части из них обновленцам. 26 марта 1929 года был расторгнут договор с православной общиной Георгиевской церкви в городе Рыбинске, одновременно отобран Спасский собор, принадлежавший обновленцам, которые сразу же после этого подали ходатайство о передаче им православной Георгиевской церкви. 7 апреля 1929 года это ходатайство было удовлетворено, и 15 апреля представители власти явились вместе с обновленцами для передачи им храма. Собравшийся в храме народ плотным кольцом окружил обновленцев и представителей власти, протестуя против передачи*** спасаясь от толпы, пришедшие скрылись в алтаре, где находились до прибытия милиции. Передача храма обновленцам была на время отложена.
ОГПУ приступило к расследованию инцидента*** в первую очередь были арестованы некоторые из присутствовавших в тот день в храме прихожан. После их допросов ОГПУ арестовало двух священников, диакона, псаломщика и председателя церковного совета. Всех обвинили в подстрекательстве к беспорядкам, в результате которых представители власти были помяты и испачканы, причем у одного из них была вырвана из кармана кепка, а обновленцы избиты.
«Арест перечисленных лиц, – писал начальник отдела ОГПУ, – и другие мероприятия чисто чекистского характера, облегчив дело передачи, одновременно создадут благоприятную атмосферу, почву для развития обновленчества, частично подготовленную нами путем дискредитирования отдельных руководителей тихоновского лагеря (благочинного Понгильского), отбор Воздвиженского храма нами мыслится произвести через 2–3 недели после ареста церковников Георгиевской общины, дабы, сохранив разрыв во времени, не создать впечатление административного нажима на Церковь, чему должно способствовать долгое прохождение в разных инстанциях вопроса закрытия упомянутого храма...»
Сотрудники ОГПУ завели агентурное дело и для его наполнения привлекли осведомителей, собирая через них материалы для последующих арестов духовенства Ярославской области. 31 июля 1929 года уполномоченный СО ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной области составил обзор этих материалов, а также результатов наружного наблюдения.
Подводя итоги, уполномоченный написал: «На основании изложенного и принимая во внимание возросшую активность церковников на территории области , полагал бы: собранные разработкой материалы реализовать следствием, предварительно произведя обыски и аресты».
Для начала было решено арестовать: по Ярославскому округу – епископа, семерых священников и двух мирян*** по Кинешемскому – епископа, четырех священников и одного мирянина*** по Александровскому – пятерых священников и двух мирян. Впоследствии число арестованных дошло до тридцати семи человек. Среди них 18 сентября 1929 года был арестован священник Николай Понгильский. Основным материалом для его обвинения явились найденные у него церковные документы: копия доклада архиепископа Варлаама (Ряшенцева) на имя митрополита Сергия (Страгородского) и ответ митрополита, письма епископов Серафима (Самойловича) и Вениамина (Воскресенского), которые были квалифицированы следователями ОГПУ «как уличающие в антисоветской агитации и организованной связи».
На следующий день следователь допросил отца Николая, который, отвечая на его вопросы, сказал, что не признает себя виновным, если не считать преступлением, что он ежемесячно посылал деньги находящимся в ссылке епископам — Рыбинскому Вениамину (Воскресенскому) и Угличскому Серафиму (Самойловичу).
3 октября следователь предъявил отцу Николаю обвинение в том, что он «совместно с другими лицами, используя религиозные предрассудки... верующих, вел организованную работу и агитацию, направленную к подрыву и ослаблению советской власти».
В тот же день следователь допросил священника. «В предъявленном мне обвинении, – сказал отец Николай, – не признаю себя виновным . Большинство денег принадлежит не мне лично, а собраны на епархиальные нужды и на помощь высланному епископу Вениамину. Деньги эти собирались с общин В этом я ничего не видел направленного против советской власти . Относительно моей связи с Ярославлем, то да, я там бываю. Там служит мой брат, священник Понгильский. Бывал я также как благочинный и у архиереев. На собрания меня в Ярославль никто не приглашал и я на собраниях, где бы обсуждались церковные вопросы, не бывал . Относительно происшедших беспорядков в рыбинском Георгиевском храме при передаче его обновленцам я могу лишь сказать одно, что я в это дело не вмешивался . Происшедший конфликт я считаю выражением возмущения верующих поведением... обновленцев».
8 ноября 1929 года уполномоченный СО ПП ОГПУ по Ивановской области составил обвинительное заключение, в котором Церковь выставлялась антисоветской организацией. Едва ли не главным антисоветским документом явилось изъятое при обыске у отца Николая и приобщенное к делу в качестве вещественного доказательства письмо епископа Рыбинского Вениамина, в котором тот делал попытку осмыслить церковные события последнего времени в общем контексте церковной истории.
Священник Николай Понгильский был обвинен в том, что при передаче Георгиевской церкви обновленцам «как благочинный города Рыбинска не принял мер для предотвращения эксцесса, а еще и в том, что, являясь благочинным, организовал денежный сбор с религиозных общин, направляя эти деньги ссыльному епископу Вениамину Воскресенскому...».
3 января 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Сибирь. Вернувшись из заключения, отец Николай стал служить в Христорождественской церкви в селе Большое Титовское Тутаевского района.
В 1940 году в этом районе началось строительство узкоколейки для разработки торфяников*** на ее прокладку сгонялись не только местные жители, но и население из других мест*** зачастую это была комсомольская молодежь. В дом, где жил отец Николай, были поселены девушки-комсомолки, и одна из них, враждебно настроенная к Церкви, оклеветала его. Как-то утром она долго пудрила нос, и отец Николай, глядя на нее, пошутил, что слыхал, будто комсомольцы не умываются. 28 октября 1940 года отец Николай был арестован и на следующий день допрошен. Он не признал себя виновным*** на зачитанные ему показания свидетелей отвечал, что эти показания отрицает, и если свидетели дали их, то, вероятно, только после запугивания. Допросы продолжались несколько суток и проходили в основном ночью. На всех допросах отец Николай отверг предъявлявшиеся ему обвинения.
11 января 1941 года в Ярославском суде состоялось закрытое слушание дела. Помощник областного прокурора в конце слушания заявил, что считает священника социально опасным и просит при вынесении ему приговора определить максимальный срок наказания. После него выступил защитник, который, подтвердив, что вина священника доказана, просил смягчить ему меру наказания, поскольку тот политически не образован.
Суд приговорил отца Николая к максимальному сроку заключения – десяти годам с последующим поражением в правах на пять лет.
16 января отец Николай направил из ярославской тюрьмы в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РСФСР кассационную жалобу, в которой писал: «Не признавая себя виновным, я считаю приговор чрезмерно жестоким. По показанию свидетельницы , выражавшей ранее ненависть к духовенству , она пристрастно исказила единственный случай, имевший место шутки, во время чаепития в квартире моей домохозяйки , когда я произнес фразу, что я слыхал, будто комсомольцы не умываются , я не могу согласиться с формулировкой, объявленной мне в обвинении и тем более в приговоре . Прошу Верховный суд отменить жестокий приговор».
12 февраля 1941 года Судебная коллегия, рассмотрев жалобу священника, определила: «приговор суда оставить в силе, а жалобу осужденного Понгильского оставить без удовлетворения».
Священник Николай Понгильский скончался 6 августа 1942 года в исправительно-трудовой колонии в Ярославле и был погребен в безвестной могиле.
Подробнее...