ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников...
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20–23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674–1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832–1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866–1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.
Подробнее...
Святые мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников
Святые мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305). Приведенные на суд, они мужественно исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. После жестоких истязаний святых мучеников с перебитыми голенями бросили в огонь. Укрепляемые Господом, они вышли из огня совершенно невредимыми, и еще более прославляли Христа. Тогда, отчаявшись сломить волю святых исповедников, мучители обезглавили их.
Святые мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305). Приведенные на суд, они мужественно исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. После жестоких истязаний святых мучеников с перебитыми голенями бросили в огонь. Укрепляемые Господом, они вышли из огня совершенно невредимыми, и еще более прославляли Христа. Тогда, отчаявшись сломить волю святых исповедников, мучители обезглавили их.
Подробнее...
Священномученик Аполлинарий, епископ Равеннийский
В царствование римского императора Клавдия (41–54) в Рим из Антиохии пришел святой апостол Петр и посвятил пришедшего с ним антиохийца Аполлинария во епископа Равеннийского. Придя в Равенну как странник, святой Аполлинарий попросил приюта у местного жителя, воина Иринея, и в беседе с ним открыл, кто он и с какой целью пришел. У Иринея был слепой сын, которого святой Аполлинарий, обратившись с молитвой к Господу, исцелил. Воин Ириней и его семейство первыми в Равенне уверовали во Христа. Святитель остался жить в доме Иринея и проповедовал о Христе всем, желавшим слушать его слово...
В царствование римского императора Клавдия (41–54) в Рим из Антиохии пришел святой апостол Петр и посвятил пришедшего с ним антиохийца Аполлинария во епископа Равеннийского. Придя в Равенну как странник, святой Аполлинарий попросил приюта у местного жителя, воина Иринея, и в беседе с ним открыл, кто он и с какой целью пришел. У Иринея был слепой сын, которого святой Аполлинарий, обратившись с молитвой к Господу, исцелил. Воин Ириней и его семейство первыми в Равенне уверовали во Христа. Святитель остался жить в доме Иринея и проповедовал о Христе всем, желавшим слушать его слово. Одним из чудесных исцелений, совершенных святым Аполлинарием, было исцеление неизлечимо больной жены равеннского трибуна – Феклы. После того, как по молитве святого она встала с постели совершенно здоровой, уверовала во Христа не только она, но и сам трибун. В доме трибуна святой Аполлинарий устроил небольшую церковь, где совершал Божественную литургию. Для новокрещенных равеннийцев Аполлинарий посвятил двух пресвитеров – Адерета и Калокира, а также двух диаконов. Двенадцать лет святой Аполлинарий благовествовал в Равенне, и число христиан неуклонно увеличивалось. Языческие жрецы пожаловались на епископа правителю Сатурнину. Святой Аполлинарий предстал перед судом и был подвергнут жестокому истязанию. Думая, что он умер, мучители вынесли его за город, на берег моря и там бросили. Но святой был жив. Ему оказала помощь и дала приют в своем доме одна благочестивая вдова-христианка. В ее доме святой Аполлинарий находился шесть месяцев и продолжал тайно проповедовать о Христе. Местопребывание святого стало известно, когда он исцелил от немоты знатного жителя города – Вонифатия, по просьбе жены последнего, умолявшей святого помочь ее мужу. После этого чуда многие язычники обратились ко Христу, а святого Аполлинария опять привели на суд и мучили, ставя босыми ногами на раскаленные угли. Второй раз его вытащили за город, но Господь опять сохранил ему жизнь. Святой не прекращал проповеди до тех пор, пока его не изгнали из города. Некоторое время святой Аполлинарий находился в Италии, где по-прежнему продолжал проповедовать Евангелие. Равеннской Церковью управлял в это время пресвитер Калокир. Вернувшись в Равенну к своей пастве, святой Аполлинарий опять был судим и приговорен к изгнанию. В тяжких оковах он был посажен на корабль, плывший в Иллирик, по реке Дунай. Два воина обязаны были доставить его на место ссылки. За своим епископом добровольно последовали в изгнание три клирика. По дороге судно потерпело кораблекрушение, все утонули, спаслись только святой Аполлинарий, сопровождавшие его клирики и два воина. Воины, слушая святого Аполлинария, уверовали в Господа и приняли Крещение. Не находя нигде пристанища, путники пришли в Мисию, где святой Аполлинарий исцелил от проказы одного знатного жителя, за что получил со своими спутниками приют в его доме. В этой стране святой Аполлинарий также неутомимо проповедовал о Христе и многих язычников обратил в христианство, за что подвергся преследованиям со стороны неверных. Они без пощады били святого и, посадив его на корабль, плывший в Италию, отправили обратно. После трехлетнего отсутствия, святой Аполлинарий вернулся в Равенну и был с радостью принят своей паствой. Язычники же, напав на церковь, где святой совершал Божественную литургию, разогнали молящихся, а святого повлекли к идольским жрецам в капище Аполлона, где идол упал, как только ввели святого, и разбился. Жрецы привели святого Аполлинария на суд к новому правителю области – Таврусу. Аполлинарий сотворил тут новое чудо – исцелил слепорожденного сына правителя. В благодарность за исцеление сына Таврус постарался укрыть святого Аполлинария от разъяренной толпы. Он отправил его в свое загородное имение, где крестились сын и жена Тавруса, а сам он, боясь гнева императора, не принял Крещения, но относился с благодарностью и любовью к своему благодетелю. Четыре года жил святой Аполлинарий в имении Тавруса и беспрепятственно благовествовал о Спасении. Между тем языческие жрецы отправили донесение императору Веспасиану с просьбой осудить на смерть или изгнание христианского «волхва» Аполлинария. Однако император ответил жрецам, что боги достаточно сильны, чтобы отомстить за себя, если считают себя оскорбленными. Все же ярость язычников настигла святого Аполлинария: они догнали его, когда святой вышел из города, направляясь в ближайшее селение, и жестоко избили его. Христиане нашли его, едва живого, и принесли в селение, где он пролежал семь дней. Во время предсмертной своей болезни святитель не переставал поучать свою паству и предсказал, что после гонений для христиан наступят лучшие времена, когда они открыто и свободно будут исповедовать свою веру. Преподав присутствовавшим свое святительское благословение, священномученик Аполлинарий отошел ко Господу. Святой Аполлинарий святительствовал в Равенне 28 лет и скончался в 75 году.
Подробнее...
Мученик Андрей Аргунов
Мученик Андрей родился 13 октября 1904 года в деревне Прудцы Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьян Ивана Кузьмича и Пелагии Васильевны Аргуновых. Иван Кузьмич умер в молодых годах, и детям-сиротам рано пришлось столкнуться с лишениями. Несмотря на бедность, Андрей благополучно окончил сельскую школу и стал заниматься кустарным промыслом, работая в артели, находившейся в селе Покровском. Ревнитель благочестия, Андрей Иванович был старостой в приходской Покровской церкви и пел в церковном хоре...
Мученик Андрей родился 13 октября 1904 года в деревне Прудцы Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьян Ивана Кузьмича и Пелагии Васильевны Аргуновых. Иван Кузьмич умер в молодых годах, и детям-сиротам рано пришлось столкнуться с лишениями. Несмотря на бедность, Андрей благополучно окончил сельскую школу и стал заниматься кустарным промыслом, работая в артели, находившейся в селе Покровском. Ревнитель благочестия, Андрей Иванович был старостой в приходской Покровской церкви и пел в церковном хоре. В 1933 году в их деревне был организован колхоз, но Андрей Иванович по религиозным соображениям отказался в него вступать, так как руководители колхоза заявляли о нем как об организации безбожной.
В 1936 году власти указали Андрею Ивановичу, сколько и чего он должен был как единоличник сдать государству. Поскольку он этого не смог сделать, у него было отобрано имущество – дом, сараи, амбар, лошадь и корова.
В начале октября 1936 года представители местных властей направили начальнику районного отделения НКВД заявление, в котором писали: «По согласованию с райисполкомом мы проводили совещание с церковным советом Покровской церкви по вопросу дачи кирпича из церковной ограды для артели на строительство электростанции и установку двигателя . Аргунов Андрей, он же председатель церковного совета, сказал, что мы своего согласия не даем и не дадим, и так вера христианская от гонителей Церкви сильно пострадала...»
Услышав на этом совещании о расстрелянной «троцкистско-зиновьевской своре, мешающей укреплению социалистического общества и переходу к коммунистическому обществу», Аргунов сказал, как было написано в заявлении, «что «эти люди пострадали, может быть, ни за что. Возможно, такая участь постигнет и нас, но раз Христос нес Свой крест, страдал за нас, и мы тоже должны страдать от гонителей Церкви за веру Христову. Вот вы (указав в нашу сторону) своих вождей держите в Кремле за кирпичной оградой и стенами и святыню не разбираете, а нашу ограду хотите сломать. Нам дела нет до вашей электростанции, все равно, что бы вы ни настроили, время придет, все это разрушится».
В июле 1937 года следователь вызвал авторов заявления в качестве свидетелей, и 14 сентября 1937 года Андрей Иванович был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Он подтвердил, что действительно выступал против того, чтобы ломать церковную ограду и, призывая к протесту всех членов церковного совета, говорил: «Христос нес Свой крест, страдал за нас, и мы также должны страдать от гонителей Церкви за веру христианскую».
– Укажите факты вашей контрреволюционной деятельности, которую вы вели среди колхозников, – потребовал от него следователь.
– В мае 1936 года у моей родственницы на похоронах, где присутствовали колхозники, среди присутствующих зашел разговор о существовании Бога*** я стал доказывать присутствующим, что Бог есть. Одновременно с этим я доказывал, что придет время, люди будут умирать как мухи от голода и болезней и от меча войны за грехи народа.
– Укажите, какие еще были факты ваших контрреволюционных высказываний среди колхозников?
– При встречах с отдельными людьми из деревни Прудцы я высказывал свои религиозные убеждения, заявляя: «Нужно хранить веру и Церковь, если не будет ее, то мы все погибнем».
– Кого вы считали гонителями и врагами Церкви?
– Гонителями и врагами Церкви я по своим убеждениям считаю коммунистов.
– Следствием установлено, что вы распространяли контрреволюционную клевету против советской власти. Дайте по данному вопросу показания.
– Лично я считаю, что советская власть является гонительницей веры христианской, насчет этого у меня были контрреволюционные клеветнические высказывания, о которых я дал показания. Но я их клеветническими не считаю и заявляю: то, что я говорил, было правдою.
10 октября 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила церковного старосту к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Андрей Иванович Аргунов скончался в Бамлаге 5 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Подробнее...
Священномученик Михаил Троицкий
Священномученик Михаил, двоюродный брат священномученика Илариона, архиепископа Верейского, родился 6 ноября 1888 года в селе Покровском Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника Михаила Петровича Троицкого и его супруги Анны Александровны. 8 ноября младенец был крещен дедушкой, заштатным священником Благовещенской церкви села Липицы Каширского уезда Петром Троицким. В 1904 году Михаил окончил Тульское духовное училище, в 1911-м – Тульскую духовную семинарию. 15 июля 1913 года он был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе, на место почившего к этому времени отца*** 2 сентября того же года он был назначен законоучителем Якшинской земской школы...
Священномученик Михаил, двоюродный брат священномученика Илариона, архиепископа Верейского, родился 6 ноября 1888 года в селе Покровском Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника Михаила Петровича Троицкого и его супруги Анны Александровны. 8 ноября младенец был крещен дедушкой, заштатным священником Благовещенской церкви села Липицы Каширского уезда Петром Троицким. В 1904 году Михаил окончил Тульское духовное училище, в 1911-м – Тульскую духовную семинарию. 15 июля 1913 года он был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе, на место почившего к этому времени отца*** 2 сентября того же года он был назначен законоучителем Якшинской земской школы.
В 1915 году отец Михаил поступил в Московскую духовную академию, но после окончания трех курсов был вынужден оставить учебу в связи с закрытием академии после государственного переворота в октябре 1917 года и поступил служить в храм в селе Троицком Подольского уезда, а чуть позже – в Успенскую церковь в селе Валищеве того же уезда, строительство которой началось еще в 1907 году, а освящена она была только в 1919-м.
27 ноября 1937 года отец Михаил был арестован и заключен в тюрьму в городе Серпухове. Вызванные на допрос свидетели из местных крестьян показали, что священник жаловался, что советская власть притесняет духовенство, требует от него уплаты непосильных налогов, старается уничтожить религию, высказывал контрреволюционные взгляды, критикуя мероприятия, проводимые советской властью. Один из свидетелей показал, что в начале ноября 1937 года он вручил священнику письменные требования на самообложение, на что тот будто бы стал говорить, что смотри, мол, «как издевается советская власть над нами, ведь ты сам видишь, что нам совсем платить нечем, а нам все же еще шлют, разве это не издевательство».
Вызвав в самый день ареста священника на допрос, следователь спросил его:
– Следствие располагает данными, что вы среди населения проводили антисоветскую агитацию. Признаете в этом себя виновным?
– Нет, виновным себя не признаю, антисоветскую агитацию я не проводил, – ответил отец Михаил.
В тот же день следствие было закончено, и на следующий день составлено обвинительное заключение, в котором священник обвинялся в том, что, «используя религиозные обряды, вел среди верующих контрреволюционную агитацию, высказывая враждебные взгляды на советскую власть».
1 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила отца Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был переведен сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем отправлен этапом в город Лесозаводск Уссурийской области Дальневосточного края, куда прибыл вместе с большой партией заключенных 5 февраля 1938 года. Отец Михаил пробыл в заключении три с половиной месяца, когда против него и других священнослужителей в соответствии с распоряжением советского правительства было начато новое дело.
В марте 1938 года один из заключенных 145-й колонны, в которой было много священнослужителей, высланных из Москвы, где находился и отец Михаил, подал на них донос. По доносу был арестован протоиерей Леонид Харьюзов, который на допросе 12 марта малодушно этот донос подтвердил. После этого были арестованы тридцать один человек*** четверо из них признали себя виновными и оговорили других.
Священник Михаил Троицкий виновным себя не признал. 31 марта 1938 года тройка УНКВД по Дальневосточному краю приговорила его к расстрелу. После приговора священника по-прежнему продолжали выводить на общие работы в лагере вместе с другими. Четыре месяца приговоренные к расстрелу работали на общих работах, по всей видимости даже не зная о своем приговоре. Священник Михаил Троицкий был расстрелян 5 августа 1938 года и погребен в безвестной могиле.
Подробнее...