Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы пострадали в 202 году.
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с г...
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы пострадали в 202 году.
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!»
Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.
Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.
Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193–211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом.
Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям – прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни.
Дочь императора блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.
Подробнее...
Благоверная княгиня Анна Новгородская
Благоверная княгиня Анна Новгородская, супруга великого князя Ярослава Мудрого, дала истинное христианское воспитание своим детям, отличавшимся крепкой верой в Бога, трудолюбием, правдивостью и ученостью. Сын ее Мстислав стал впоследствии великим князем Киевским, а дочери – королевами западно-европейских государств. Сама же княгиня, оставив мир, ушла в монастырь, где и окончила свои дни в строгом послушании и молитве в 1056 году.
Благоверная княгиня Анна Новгородская, супруга великого князя Ярослава Мудрого, дала истинное христианское воспитание своим детям, отличавшимся крепкой верой в Бога, трудолюбием, правдивостью и ученостью. Сын ее Мстислав стал впоследствии великим князем Киевским, а дочери – королевами западно-европейских государств. Сама же княгиня, оставив мир, ушла в монастырь, где и окончила свои дни в строгом послушании и молитве в 1056 году.
Подробнее...
Преподобный Прохор Печерский
Преподобный Прохор Печерский родом был из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище «лебедника». При этом никто и никогда не видел его печальным.
При жизни святого на Русской земле наступил голод. Прохор стал еще усерднее собирать лебеду и готовить из нее свой «хлеб». Некоторые последовали его примеру, но не могли есть эту пищу из-за горечи. Прохор же раздавал свой хлеб из лебеды нуждающимся, и вкус его был лучш...
Преподобный Прохор Печерский родом был из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище «лебедника». При этом никто и никогда не видел его печальным.
При жизни святого на Русской земле наступил голод. Прохор стал еще усерднее собирать лебеду и готовить из нее свой «хлеб». Некоторые последовали его примеру, но не могли есть эту пищу из-за горечи. Прохор же раздавал свой хлеб из лебеды нуждающимся, и вкус его был лучше пшеничного. При этом заметили особенность – хлеб был вкусным лишь тогда, когда его брали с благословения преподобного. Стало это известно игумену и братии, и слух о Прохоре разнесся повсюду.
Через некоторое время не стало в Киеве соли, отчего народ сильно страдал. Тогда преподобный, собрав золу из всех келлий, начал раздавать ее нуждающимся, и по его молитвам зола становилась чистой солью. По проискам продавцов соли, которые рассчитывали на наживу, князь Святополк отобрал у Прохора его «запасы». Когда их принесли на княжеский двор, все убедились, что это – обыкновенная зола. Но через три дня, когда Святополк приказал ее выбросить, а преподобный благословил людей брать из кучи, зола снова оказалась солью.
Чудо переродило жестокосердного князя: он стал усердным молитвенником, помирился с игуменом Печерского монастыря и весьма почитал преподобного Прохора. Когда же приблизился час кончины святого, князь поспешил к нему, оставив дружину, хотя шла война, – получил его благословение и собственноручно отнес тело святого в пещеру. Возвратившись, Святополк легко одержал победу над половцами, обратившимися в бегство и бросившими свой обоз. Так велика была сила молитвы святого Прохора.
Скончался преподобный в 1107 году, и был погребен в Ближних пещерах. Память его также 28 сентября и во 2-ю неделю Великого поста.
Подробнее...
Преподобный Лонгин Коряжемский
Преподобный Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель (1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в самом, храме. Память преподобного Лонгина совершается по особой службе, с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.
Преподобный Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель (1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в самом, храме. Память преподобного Лонгина совершается по особой службе, с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.
Подробнее...
Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла
Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла пострадали в 308 году при императоре Максимиане II Галерии (305–311). Святая Еннафа происходила из города Газы (на юге Палестины), святая Валентина была родом из Кесарии Палестинской, а святая Павла – из окрестностей Кесарии.
Первой на суд к правителю Фирмилиану была доставлена святая Еннафа, мужественно объявившая себя христианкой. Ее били, а потом привесили к столбу и начали строгать тело. Святая Валентина, обвиненная в непочитании богов, была приведена в языческий храм для принесения жертвы, но смело бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылавшему...
Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла пострадали в 308 году при императоре Максимиане II Галерии (305–311). Святая Еннафа происходила из города Газы (на юге Палестины), святая Валентина была родом из Кесарии Палестинской, а святая Павла – из окрестностей Кесарии.
Первой на суд к правителю Фирмилиану была доставлена святая Еннафа, мужественно объявившая себя христианкой. Ее били, а потом привесили к столбу и начали строгать тело. Святая Валентина, обвиненная в непочитании богов, была приведена в языческий храм для принесения жертвы, но смело бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылавшему на нем огню. Ее нещадно били и приговорили вместе со святой Еннафой к усечению мечом. После всех была приведена святая Павла, которую подвергли многим мукам, она же переносила их, при помощи Божией, с великим терпением и мужеством. Перед смертью Павла возблагодарила Господа, укреплявшего ее в подвиге, и, поклонившись присутствовавшим христианам, преклонила свою главу под меч.
Подробнее...
Святая мученица Галина
Святая мученица Галина жила во II-III веках и была дочерью римского императора Септимия Севера. Когда по приказу императора подвергали пыткам святого мученика Харалампия Магнезийского, она уверовала во Христа и убеждала отца оставить языческое заблуждение. Придя на капище, Галина сокрушила идолов Зевса и Аполлона, а после смерти Харалампия с честью погребла тело святого. Император Север не решился наказать дочь, и она провела дни свои в христианском благочестии. Скончалась святая Галина после 202 года. Её имя было внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 25 мая 2007 года.
Святая мученица Галина жила во II-III веках и была дочерью римского императора Септимия Севера. Когда по приказу императора подвергали пыткам святого мученика Харалампия Магнезийского, она уверовала во Христа и убеждала отца оставить языческое заблуждение. Придя на капище, Галина сокрушила идолов Зевса и Аполлона, а после смерти Харалампия с честью погребла тело святого. Император Север не решился наказать дочь, и она провела дни свои в христианском благочестии. Скончалась святая Галина после 202 года. Её имя было внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 25 мая 2007 года.
Подробнее...
Священномученик Петр Грудинский
Священномученик Петр родился в 1877 году в городе Глуске Минской губернии в семье крестьянина Феофила Грудинского. Петр Феофилович получил образование в городском училище и затем работал в волостном правлении и в страховом ведомстве. В 1905 году Петр Феофилович на губернском собрании был избран депутатом от крестьян во 2-ю Государственную Думу.
В 1921 году, в то время когда уже начались гонения на Православную Церковь, Петр Феофилович был рукоположен во священника ко храму святителя Николая чудотворца в селе Тимковичи Копыльского района Мин...
Священномученик Петр родился в 1877 году в городе Глуске Минской губернии в семье крестьянина Феофила Грудинского. Петр Феофилович получил образование в городском училище и затем работал в волостном правлении и в страховом ведомстве. В 1905 году Петр Феофилович на губернском собрании был избран депутатом от крестьян во 2-ю Государственную Думу.
В 1921 году, в то время когда уже начались гонения на Православную Церковь, Петр Феофилович был рукоположен во священника ко храму святителя Николая чудотворца в селе Тимковичи Копыльского района Минской области. Здесь он прослужил до своего ареста, снискав уважение и любовь прихожан.
13 января 1930 года ОГПУ арестовало отца Петра и он был заключен в тюрьму в городе Слуцке. Его обвиняли в том, что он «имел связь с бывшими чиновниками и через них проводил антисоветскую агитацию». В то время, когда священник был под арестом, безбожники-активисты в Тимковичах провели собрание, на котором постановили: «Ликвидировать наравне со всеми кулаками и попа Грудинского за его антисоветскую деятельность».
Супруга священника писала ему в тюрьму: «Прошу тебя... если ты жалеешь меня, откажись от своих ничего никому не дающих убеждений. Я тебя неоднократно просила об этом и раньше. За эти восемь лет, вспомни, сколько, чуть ли не ежедневно, было скандалов между нами на почве религии! Для тебя я кривила душой, надевала маску в силу привязанности к тебе. Теперь же нет уже сил, я устала терпеть из-за того, во что не верю. И я в последний раз спрашиваю тебя: кого ты предпочитаешь – меня ли, существующую, – своей, как ты говоришь, идее?! Если согласишься со мной, я поеду с тобой хоть на край света, не боясь нужды. Но при мысли продолжать быть попадьей я вся содрогаюсь – не могу. Ответь мне, как быть?»
«Дорогая Ирочка, – писал из тюрьмы отец Петр в ответ на это письмо, – твое письмо ошарашило меня более ареста, и только сознание, что оно продиктовано горем и нуждою, несколько успокоило меня. Вот уже скоро двадцать четыре года, как мы живем вместе, и ты, родная, имела возможность убедиться, что я всегда старался быть честным и справедливым, что я никогда на сделки со своей совестью не шел. Ты хорошо знаешь, что я врагом советской власти никогда не был... и преступником себя ни в какой мере не считаю. Посему особенно беспокоиться нечего. Если же судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно. Я никогда не стеснял своей совести, – зачем же ты, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, толкаешь меня на бесчестный поступок, зная мою религиозность, не напускную, а внутреннюю?! Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю. Дорогая моя, возьми себя в руки и не давай ходу черным мыслям... Пришли мне гребень, он в теплом подряснике. Сам я здоров, чувствую себя хорошо и только часто думаю про тебя, что тебе так трудно. Крепко обнимаю тебя, целую и молюсь, чтобы Господь подкрепил тебя, сохранил от зла».
23 февраля 1930 года священник Петр Грудинский был приговорен к расстрелу и вскоре расстрелян.
Подробнее...
Священномученик Валериан Новицкий
Священномученик Валериан родился в 1897 году в семье священника Василия Новицкого, служившего в Свято-Троицкой церкви в селе Телядовичи Минской губернии. Валериан Васильевич окончил духовное училище и поступил в Минскую Духовную семинарию, но завершить образование он не успел, так как после прихода к власти безбожников семинария в 1918 году была закрыта.
В 1921 году Валериан Васильевич поступил на юридический факультет Белорусского государственного университета, но здесь он проучился недолго. В 1923 году умер его отец, и он принял решение посвятить себя служению Господу и поступить священником н...
Священномученик Валериан родился в 1897 году в семье священника Василия Новицкого, служившего в Свято-Троицкой церкви в селе Телядовичи Минской губернии. Валериан Васильевич окончил духовное училище и поступил в Минскую Духовную семинарию, но завершить образование он не успел, так как после прихода к власти безбожников семинария в 1918 году была закрыта.
В 1921 году Валериан Васильевич поступил на юридический факультет Белорусского государственного университета, но здесь он проучился недолго. В 1923 году умер его отец, и он принял решение посвятить себя служению Господу и поступить священником на место отца. В том же году он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви в селе Телядовичи.
По воспоминаниям жителей, отец Валериан был добрым и внимательным человеком, ревностным священником и прекрасным проповедником. За время его служения немало людей вернулось в Православную Церковь. Когда началась реквизиция крестьянских хозяйств и создание колхозов, а вместе с этим усилилась безбожная пропаганда, отец Валериан заявил, что он против создания в соседней деревне Лотвин антирелигиозных кружков, и сказал, что не будет отпевать тех крестьян, которые войдут в кружки, так как в них разыгрываются антицерковные спектакли.
Описывая в письме к родственникам, жившим в Западной Белоруссии, входившей тогда в состав Польши, происходящее на родине, отец Валериан писал: «...с каждым днем становится все хуже, в нашем селе хотят сделать коллектив, а так как жители не особенно хотят этого, то предлагают убраться вон. Так или иначе, но все-таки сделают коллектив... У меня нет мысли бросать священство, но страшит близкое будущее – голод для детей. Почти в каждой деревне моего прихода организуются коллективы. В них антирелигиозная пропаганда занимает одно из главных мест. Таким образом, количественно приход сокращается, а налоги на нас с каждым днем растут. Власти намеревались забрать церковь под ссыпку зерна, но люди отстояли! Имеете ли вы, мои дорогие, хотя бы смутное представление о том, что делается у нас?! Страшен день будущий, но с Божьей помощью надеемся выйти из нищеты и голода от сана не отказавшись. Вводится пятидневка: четыре дня рабочих, пятый – праздничный. Наш митрополит Мелхиседек выехал в Красноярск. Обновленчество у нас не привилось. Нами управляет владыка Николай Слуцкий, он недавно от нервных потрясений совершенно оглох. В Минске заняли кафедральный собор, женский монастырь. Если у нас церковь займут под клуб, придется могилу папы сровнять с землей, крест и ограду снять, чтобы не было излишних поруганий».
Отец Валериан был арестован 14 января 1930 года и заключен в тюрьму города Слуцка. Его обвиняли в том, что он вел агитацию против колхозов. В предъявленном обвинении священник виновным себя не признал.
Супруга священника Доминика Игнатьевна поехала навестить мужа в тюрьму, но свидания ей не дали, ей удалось лишь получить от мужа записку: «Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?»
В ответ она написала ему: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».
23 февраля 1930 года отец Валериан был приговорен к расстрелу. Один из палачей рассказал впоследствии, как ему пришлось вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них отец Валериан. Перед расстрелом священникам еще раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того, как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли.
Подробнее...