Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина. На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Мари...
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина. На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих ( Лк. 8, 1–3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца*** евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» – она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его».
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему*** а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам...
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи – Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины – женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни*** она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.
Подробнее...
Перенесение мощей священномученика Фоки из Синопа в Константинополь
Перенесение мощей священномученика Фоки из Синопа в Константинополь состоялось 22 июля в 403 или 404 году.
Священномученик Фока родился в городе Синопе. Он с юности вел добродетельную христианскую жизнь, а в зрелые годы был поставлен епископом Синопским. Святитель Фока обратил многих язычников к вере Христовой. Во время гонений на христиан при императоре Траяне (98–117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний святого Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 году.
В 404 году мощи святителя были перенесены в Константинополь.
Священномученик Фока особенно почитается как защитник от пожаров, а также как подающий помощь утопающим.
Перенесение мощей священномученика Фоки из Синопа в Константинополь состоялось 22 июля в 403 или 404 году.
Священномученик Фока родился в городе Синопе. Он с юности вел добродетельную христианскую жизнь, а в зрелые годы был поставлен епископом Синопским. Святитель Фока обратил многих язычников к вере Христовой. Во время гонений на христиан при императоре Траяне (98–117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний святого Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 году.
В 404 году мощи святителя были перенесены в Константинополь.
Священномученик Фока особенно почитается как защитник от пожаров, а также как подающий помощь утопающим.
Подробнее...
Преподобный Корнилий Переяславский
Преподобный Корнилий Переяславский, в мире Конон, был сыном рязанского купца. В юных летах ушел из родительского дома и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом. Затем юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий...
Преподобный Корнилий Переяславский, в мире Конон, был сыном рязанского купца. В юных летах ушел из родительского дома и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом. Затем юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги. Испросив у игумена разрешение жить в затворе, преподобный Корнилий затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве. Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным*** он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией. Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец. Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), свидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.
Подробнее...
Священномученик Алексий Ильинский
Священномученик Алексий родился в 1871 году в селе Титове Тверского уезда Тверской губернии в семье диакона Иоанна Ильинского. В 1884 году он поступил в духовное училище в городе Торжке, по окончании которого продолжил обучение в Тверской духовной семинарии. Находясь на первом курсе семинарии, Алексей в 1888 году написал прошение с просьбой отчислить его из семинарии. Год он пробыл послушником в Николо-Бабаевском монастыре, который входил в состав Костромской епархии. С 1892 по 1894 год он служил в армии ефрейтором...
Священномученик Алексий родился в 1871 году в селе Титове Тверского уезда Тверской губернии в семье диакона Иоанна Ильинского. В 1884 году он поступил в духовное училище в городе Торжке, по окончании которого продолжил обучение в Тверской духовной семинарии. Находясь на первом курсе семинарии, Алексей в 1888 году написал прошение с просьбой отчислить его из семинарии. Год он пробыл послушником в Николо-Бабаевском монастыре, который входил в состав Костромской епархии. С 1892 по 1894 год он служил в армии ефрейтором. 6 июля 1895 года по благословению епископа Старицкого, викария Тверской епархии Гавриила (Голосова) он поступил псаломщиком в храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Ивановское-Шишковых Кумординской волости Тверского уезда, который был построен в 1879 году усердием прихожан. Впоследствии Алексей Иванович был рукоположен во диакона, а в 1921 году – во священника и служил в одном из храмов в городе Торжке до его закрытия в 1929 году. В том же году отец Алексий был назначен служить в Преображенский храм в селе Спас Новоторжского района. В это время власти развернули широкую кампанию против крестьян, записывая всех неугодных им в кулаки и высылая их.
Поводом для преследований духовенства зачастую служила тогда неуплата налогов. В начале 1931 года власти потребовали от отца Алексия кроме обычного, весьма высокого подоходного налога, который им был к тому времени выплачен, уплаты налога на культурные нужды населения в размере 950 рублей, последний срок уплаты которого попадал на среду первой недели Великого поста. В противном случае они угрожали описать не только имущество самого священника, но и имущество жены, которая жила в это время отдельно от него в Торжке. Под угрозой оказалось и богослужение в храме, причем в то самое время, когда люди готовились к таинству Исповеди и святому причащению на первой неделе поста.
Отец Алексий обратился за помощью к прихожанам. Деньги, хотя и не к сроку, но были прихожанами собраны и отданы священником властям со всеми штрафными приписками, всего в сумме 1300 рублей. Но и это не помогло. Власти поставили священнику в вину само обращение его к прихожанам за помощью и приписали его к группе крестьян, уже намеченных ими к аресту, будто бы он имел с ними дружество и его проповеди препятствовали быстрому сбору денег во время проведения государственной кампании «пятилетка в четыре года». Доказательством этого, по мнению властей, служило то, что крестьяне слишком быстро собрали деньги на храм, а кто любит храм, утверждали они, любить советскую власть не может.
Отец Алексий и крестьяне были арестованы 11 марта 1931 года и заключены в тверскую тюрьму. Арестовали и бывшего псаломщика, служившего в Преображенском храме до 1918 года, но после прихода советской власти оставившего служение*** он сумел убедить сотрудников ОГПУ, что Церковь оставил навсегда, и был выпущен на свободу.
В течение трех дней были допрошены нарочито подобранные сотрудниками ОГПУ свидетели, жители села Спас и соседних деревень, которые показали, что священник не только обращался с просьбой о помощи в храме, но даже выпустил «воззвание», в котором писал: «Дорогие братья и сестры, помогите! На меня наложили 950 рублей, последний срок уплаты в среду на первой неделе поста, в случае неуплаты как у меня, так и у жены будет описано имущество». Однако само «воззвание» свидетель представить не смог, сказав, что его разорвал по прочтении. Другой свидетель, служивший в свое время в продотряде и за совершенные им там преступления приговоренный к двум годам условно, заявил об отце Алексии: «Я со своей стороны считаю его самым заядлым контрреволюционером». Доказательством вины священника, по словам свидетеля, служило то, что ему крестьяне собрали деньги быстро, а на государственные займы сбор денег идет весьма туго: «Вот здесь и видима работа нашего попа и наших кулаков», – сказал он.
20 марта 1931 года следователь допросил отца Алексия. «Никакой связи с лицами, проходящими со мной по делу, у меня не было, – сказал священник. – Никаких выступлений против власти я не делал. При обращении к прихожанам за помощью уплатить налог я ничего против власти не говорил и прочитанное мне показание считаю ложью. Виновным себя в предъявленном мне обвинении – агитации против советской власти и ее мероприятий – не признаю».
3 апреля 1931 года тройка при Полномочном представительстве ОГПУ приговорила священника к пяти годам ссылки в Казахстан, куда он был отправлен с тюремным этапом.
Он прибыл в Карагандинский лагерь 18 июня 1931 года, и ему было приказано далее ехать в Акмолинск. Но состояние здоровья его после этапа было таково, что он уже никуда быть отправлен не мог. Священник Алексий Ильинский скончался в Карагандинском лагере 4 августа 1931 года и был погребен в безвестной могиле.
Подробнее...
Священномученик Михаил Накаряков
Священномученик Михаил родился в 1866 году в Пермской губернии в семье потомственного дворянина Александра Накарякова. Он учился в Пермской духовной семинарии*** служил псаломщиком в тюремной Николаевской церкви в городе Перми. В 1892 году Михаил обвенчался с дочерью протоиерея Василия Конюхова Агнией и был рукоположен во диакона к Успенской церкви села Верх-Язьва Соликамского уезда, в 1895 году – во священника к Преображенской церкви в городе Кунгуре, в 1898 году – переведен служить в храм Хохловского завода Оханского уезда...
Священномученик Михаил родился в 1866 году в Пермской губернии в семье потомственного дворянина Александра Накарякова. Он учился в Пермской духовной семинарии*** служил псаломщиком в тюремной Николаевской церкви в городе Перми. В 1892 году Михаил обвенчался с дочерью протоиерея Василия Конюхова Агнией и был рукоположен во диакона к Успенской церкви села Верх-Язьва Соликамского уезда, в 1895 году – во священника к Преображенской церкви в городе Кунгуре, в 1898 году – переведен служить в храм Хохловского завода Оханского уезда. В 1909–1912 годах он служил в Сретенской церкви в селе Отчино-Сретинском Пермского уезда.
Впоследствии отец Михаил был направлен служить в Преображенскую церковь в селе Усолье Соликамского уезда. В храме он стал третьим священником*** прихожане больше других любили его, особенно за милосердие и нестяжательность. Если нужно было что попросить, то всегда просили у отца Михаила. Кроме служб в храме он преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе, преподавал с любовью и благоговением к предмету. Когда собирались пожертвования в храме на подарки детям из бедных семей, то сборщики сначала подходили к отцу Михаилу, зная, что он даст больше всех, а после него и другим уже будет неловко жертвовать меньше, и скуповатый настоятель храма, хотя и был недоволен щедростью отца Михаила, но уже и сам давал столько же. На Пасху отец Михаил обходил дома бедняков и раздавал деньги, иной раз говоря: «это на обувь», «это на подарки детям».
В июне 1918 года после ареста архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника священники Пермской епархии на время приостановили совершение богослужений и треб. Таково было распоряжение архиерея, отданное им до ареста: если власти арестуют кого-либо из священнослужителей, перестать служить всем, пока не отпустят*** и народу так объяснить – чтобы он требовал освобождения задержанных священнослужителей. Вместе со всеми перестал служить и отец Михаил Накаряков. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Был вызван и отец Михаил. В ответ на угрозы он сказал: «Я клятву давал перед крестом при рукоположении – подчиняться своему архиерею. И пока он не отдаст распоряжения – венчать, отпевать, – я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду совершать требы».
Через несколько дней отец Михаил был арестован и отправлен в соликамскую тюрьму. Под праздник пророка Божия Илии епископ Соликамский Феофан (Ильменский) во время всенощной обратился к прихожанам с просьбой усердно молиться об отце Михаиле, так как ему грозит расстрел. Весь народ молился о нем, многие плакали, после всенощной прихожане выбрали представителей для переговоров с властями. Они предложили местным властям отпустить отца Михаила под залог*** те отказали: «Он слишком популярен, собрал вокруг себя народ, его слишком многие слушаются». Было решено убить священника, но чтобы избежать народного возмущения, объявили, что отца Михаила отправят на принудительные работы в Чердынь. Некоторые солдаты стражи были из местных крестьян, они хорошо знали отца Михаила и раскрыли обман. В те дни священник находился в тюрьме на Усолке. 3 августа отсюда взяли на расстрел троих заключенных – врача, офицера и отца Михаила*** к каждому арестованному приставлено было по два конвоира. Конвоиры, помогая священнику забраться на телегу, заговорили с ним вполголоса:
– Батюшка, мы тебя везем расстреливать, а нам тебя жалко. Мы все помним тебя, ты нас учил, помогал семьям. Не можем мы тебя убить. Мы будем стрелять в воздух, а ты падай, а то иначе тебя застрелим, а мы этого не хотим.
– Нет уж, что распорядились делать со мной ваши начальники, то и делайте, – сказал священник.
Приехали на место казни в лес. Врач и офицер были сразу расстреляны*** конвоиры повели отца Михаила вглубь леса и стали стрелять поверх головы. Священник стоял напротив красноармейцев, когда-то своих прихожан, и молчал. Тогда один из конвоиров подошел к отцу Михаилу вплотную и с такой силой ударил его прикладом, что священник потерял сознание. Очнувшись, он увидел: смеркается, какие-то впереди тени мелькают. Он пошел прямо на них и натолкнулся на трупы врача и офицера, а неподалеку красноармейцы усаживались на телегу. Священник стал читать отходную молитву.
– А поп-то еще жив, – сказал один из них и в темноте несколько раз выстрелил наугад.
Пули попали в правую руку, в левую ногу и в грудь священника. На следующий день красноармейцев послали закапывать трупы. Подъезжают и видят: отец Михаил сидит на пне.
– Батюшка, ты разве жив? Как же мы будем тебя живым закапывать? Ну, ладно, может, обойдется, повезем тебя отсюда.
Выкопали могилу, засыпали землей тела расстрелянных, посадили отца Михаила на телегу и повезли. Но везти через села раненого священника было опасно, и, желая от него поскорее избавиться, красноармейцы спросили:
– Батюшка, скажи, куда тебя спрятать?
– Вы меня не прячьте, – спокойно ответил тот.
Тем временем въехали в село, стали спрашивать жителей, кто бы приютил священника. Но ужас, который наводили на население карательные отряды, был столь велик, что никто из крестьян не решился предоставить раненому приют. Поехали к дому приходского священника, но тот, увидев издалека красноармейцев и раненого священника, замахал руками, делая знаки, чтобы они скорее проезжали мимо. Просили конвоиры, чтобы кто-нибудь из жителей хотя бы перевязал раны. Но, видно, жестокосердный навстречу все попадался народ, который, как зачарованный, не мог очнуться от ужаса, какой наводили повсюду большевики, – никто не согласился предоставить священнику кров и перевязать раны. Поехали дальше. В соседней деревне женщина напоила отца Михаила парным молоком, но приютить отказалась, и конвоиры повезли его дальше, и так привезли его обратно в тюрьму. В камеру его поместили вместе с офицером Белой армии Пономаревым, и священник рассказал ему обо всем, что с ним произошло, и добавил:
– Знай, что если будут меня забирать и будут говорить, что на работу, – это значит поведут на расстрел.
Действительно, на следующий день тюремная стража объявила отцу Михаилу и офицеру, чтобы собирались на работу. Памятуя слова священника, Пономарев приготовился к худшему. Их вывели во двор. Один из конвоиров ударил священника прикладом по голове – легонько, второй стукнул с другой стороны, и так били по очереди, пока не убили.
Поглощенные убийством отца Михаила, палачи забыли об офицере. Он тем временем перебрался через забор, бросился в реку и спрятался за сваей моста. Обнаружив его отсутствие, стража кинулась на поиски, но они ни к чему не привели. Пономарев видел, как красноармейцы волоком притащили тело священника на берег реки, привязали к нему большой камень и бросили в воду.
На следующий день женщины пришли на берег полоскать белье. На середине реки, крестообразно раскинув руки, с крестом на груди лежал замученный накануне священник. Женщины подняли крик, отовсюду стал сбегаться народ, и известие быстро дошло до чекистов. К реке подогнали лошадь, красноармейцы выловили из воды тело священника, положили на телегу и повезли из города, и за неходко катившейся телегой пошла большая толпа народа. Красноармейцы пытались отогнать людей то руганью, то угрозами, но это не помогало, и они стали стрелять поверх голов, но люди продолжали идти. Выстрелили по толпе, некоторых ранили, и только тем и остановили народ.
Домой в Усолье жена отца Михаила приехала в трауре*** ее стали спрашивать прихожане:
– Родная матушка, где же наш батюшка? Где наш кормилец? Что с ним?
Она подробно обо всем рассказала. Через некоторое время к ней пришли чекисты и пригрозили: если будешь о своем муже рассказывать, сама туда же пойдешь.
Епископ Феофан отслужил по отцу Михаилу заупокойную всенощную, сказав, что теперь он молится обо всех перед Богом.
После мученической кончины отца Михаила власти долго преследовали его семью, лишали продуктовых карточек, препятствовали детям учиться в школе, но семья молитвами мученика жила, не зная больших забот. Господь не оставлял их. Бывало, кто-нибудь из детей или матушка выйдет утром из дома, а на пороге – пакет с едой, припорошенный снегом, с запиской.
Некоторые прихожане поминали отца Михаила как мученика и обращались к нему в своих молитвах. Один из учеников приходской школы, где когда-то преподавал отец Михаил, сам стал священником. Во время гонений на Церковь он был арестован и в заключении, видя неминуемое приближение смерти, стал усердно молиться священномученику, чтобы сподобил его Господь пережить заключение и выйти на волю. И Господь молитвами священномученика Михаила исполнил его просьбу: он дожил до конца срока и еще долго затем служил в Божием храме.
Подробнее...