Святой великомученик Прокопий
Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал в царствование императора Диоклитиана (284–305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию...
Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал в царствование императора Диоклитиана (284–305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: «Неаний, и ты идешь на Меня?» Неаний спросил: «Кто Ты, Господи?» – «Я – распятый Иисус, Сын Божий». В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников.
Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что «враги человеку – домашние его» ( Мф. 10, 36). Мать, язычница, сама пришла к императору с жалобой на сына, непочитающего отечественных богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему торжественно было вручено послание Диоклитиана. Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как «оскорбление величества». Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую, где томился когда-то апостол Павел. После страшных мучений Святого бросили в сырую темницу. Ночью в тюремной комнате воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос, придя со светлыми Ангелами, совершил Крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.
Многократно святого Прокопия водили в судилище, принуждали отречься от Христа и вновь подвергали пыткам. Стойкость мученика и его пламенная вера низводили обильную благодать Божию на людей, видевших казнь. Вдохновленные подвигом Прокопия пошли под меч палача многие из прежних стражей святого узника и римские солдаты вместе со своими трибунами Никостратом и Антиохом. Мученическими венцами запечатлели свою веру двенадцать женщин-христианок, сами пришедшие к воротам Кесарийской претории. Пораженная великой верой христиан и их мужеством, видя непреклонность сына, переносившего тяжкие страдания, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедниц и была казнена. Наконец, уже новый прокуратор, Флавиан, убедившись в бесполезности пыток приговорил святого великомученика Прокопия к усекновению мечом. Ночью христиане взяли многострадальное тело и, обвив гробными пеленами, со слезами и молитвами предали земле († 303).
Подробнее...
Праведный Прокопий Устьянский
Праведный Прокопий Устьянский (ХVII). Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в ХVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось. Имя его стало известно, так как он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию.
В связи с увеличением числа чудесных исцелений, мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) и 1739 годах, после чего в честь праведника освящен придел в храме, где почивали его мощи, была написана его икона и совершалась служба.
В 1818 году установлено повсеместное празднование памяти святого.
Праведный Прокопий Устьянский (ХVII). Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в ХVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось. Имя его стало известно, так как он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию.
В связи с увеличением числа чудесных исцелений, мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) и 1739 годах, после чего в честь праведника освящен придел в храме, где почивали его мощи, была написана его икона и совершалась служба.
В 1818 году установлено повсеместное празднование памяти святого.
Подробнее...
Священномученик Николай Брянцев
Священномученик Николай родился 3 ноября 1867 года в селе Воскресенском-на-Пуре Ростовского уезда Ярославской губернии в семье диакона церкви Воскресения Словущего Иоанна Матвеевича Брянцева и его супруги Надежды Васильевны. Затем семья переехала в Ярославль, где отец Иоанн стал служить в Петропавловской церкви. Окончив в 1888 году Ярославскую духовную семинарию, Николай был назначен учителем в находившееся в Ярославском уезде Путятинское начальное училище.
29 июля 1890 года он был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Туношна Ярославского уезда, в 1895-м – переведен служить в Троицкую тюремную церковь...
Священномученик Николай родился 3 ноября 1867 года в селе Воскресенском-на-Пуре Ростовского уезда Ярославской губернии в семье диакона церкви Воскресения Словущего Иоанна Матвеевича Брянцева и его супруги Надежды Васильевны. Затем семья переехала в Ярославль, где отец Иоанн стал служить в Петропавловской церкви. Окончив в 1888 году Ярославскую духовную семинарию, Николай был назначен учителем в находившееся в Ярославском уезде Путятинское начальное училище.
29 июля 1890 года он был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Туношна Ярославского уезда, в 1895-м – переведен служить в Троицкую тюремную церковь в Ярославле. Отец Николай, как священник тюремной церкви, входил в состав общества пособия лицам, освобождаемым из тюремного заключения, задачей которого было оказание материальной помощи освобождавшимся из заключения, содействие в поисках работы, а также отправка их на родину.
В Ярославской губернской тюрьме действовала в то время школа грамоты и была библиотека, собранная в основном из книг, пожертвованных благотворителями. Обучением занимались священник Николай Брянцев и диакон. В 1904 году занятия в школе проходили в течение семи месяцев, и занималось в ней восемнадцать заключенных. За это время они научились читать и писать, выучили некоторые молитвы, получили представление о событиях Священной истории, истории отечественной, географии и арифметике. Занятия проходили четыре раза в неделю по три часа в день. В 1908 году отец Николай был переведен во Владимирскую церковь, в 1914-м – в храм Параскевы Пятницы на Туговой горе, где когда-то служил псаломщиком его дедушка Матвей Петрович Брянцев.
За время пастырского служения отец Николай достиг значительных успехов в преподавании Закона Божия, за что не раз был награждаем епархиальным начальством. Он был законоучителем Туношенского начального народного училища, заведующим и законоучителем тюремной школы грамоты, законоучителем 1-й духовной начальной школы и ярославской школы садоводства, огородничества и пчеловодства, законоучителем начального училища при спичечной фабрике Дунаева и заведующим и законоучителем Пятницкой Туговой церковно-приходской школы.
8/21 июля 1918 года красногвардейцы, подавлявшие антибольшевистское восстание в Ярославле, хотели установить рядом с церковью Параскевы Пятницы артиллерийское орудие для обстрела центра города. Но отец Николай выразил несогласие с этим и был расстрелян; тело его сбросили в яму и, глумясь над убитым священником, поверх бросили труп собаки. Отпет он был через десять дней священником Василием Моревым и похоронен на кладбище храма, где служил.
Подробнее...
Священномученик Феодор Распопов
Священномученик Феодор родился 7 февраля 1891 года в слободе Покровской Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича и его супруги Дарьи Яковлевны Распоповых; через день после рождения младенец был крещен в приходском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначальное образование Федор получил в духовном училище в Тобольске. В 1912 году он окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Перед началом занятий второго курса Федор решил вернуться на родину, подав 4 сентября 1913 года прошение ректору...
Священномученик Феодор родился 7 февраля 1891 года в слободе Покровской Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича и его супруги Дарьи Яковлевны Распоповых; через день после рождения младенец был крещен в приходском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначальное образование Федор получил в духовном училище в Тобольске. В 1912 году он окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Перед началом занятий второго курса Федор решил вернуться на родину, подав 4 сентября 1913 года прошение ректору. «В связи с желанием служить в Тобольской епархии, – писал он, – прошу уволить из числа студентов и выслать для женитьбы и посвящения в сан необходимые для этого документы в Тобольскую духовную консисторию».
15 ноября 1913 года Федор Иванович был рукоположен во диакона к Казанской церкви в селе Гаевском Екатеринбургского уезда Пермской губернии, а 17 ноября – во священника к Николаевской церкви в селе Елкине Верхотурского уезда и назначен законоучителем в Елкинском и Глубоковском училищах. 12 мая 1917 года отец Феодор был переведен в Михаило-Архангельский храм в селе Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии. В марте 1918 года он был назначен благочинным 4-го благочиния Туринского уезда, ему исполнилось тогда двадцать семь лет. В это время власть в стране уже захватили большевики, и в Туринской Слободе расположился отряд красногвардейцев. Несмотря на заявленную государством официальной идеологию безбожия, отец Феодор продолжал смело проповедовать в храме, чем раздражал настроенные против Церкви местные власти.
В июне 1918 года крестьянин села Туринская Слобода Феодот Малышев, узнав, что Церковь отделена от государства и отныне гражданская власть занимается расторжением браков, отправился в город Туринск и в суде получил документ о расторжении брака с женой. Решив вскоре снова жениться, он, однако, уже не стал обращаться за регистрацией нового брака к гражданским властям, а, принеся документы о расторжении брака в храм, потребовал заключения нового брака от духовенства Михаило-Архангельского храма, но получил в этом отказ. Отец Феодор сказал ему, что расторгнуть брак может лишь поставленная для этого законная церковная власть. Он разъяснил Феодоту, что такое церковный брак, и посоветовал с миром идти домой и забыть о своей незаконной женитьбе. Тот продолжал настаивать, но своего не добился и отправился жаловаться на священника к расположившимся в селе красногвардейцам, обвинив его в непризнании декретов советской власти.
1 июля 1918 года красногвардейцы под предводительством жителя того же села комиссара Николая Савина явились в дом к отцу Феодору.
– Теперь жизнь твоя в моих руках, что хочу с тобой, то и сделаю, – заявил комиссар священнику.
– Ошибаешься, – сказал ему отец Феодор, – все мы во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с нашей головы.
Отец Феодор под конвоем был отведен в здание волостного правления, где подвергся насмешкам и издевательствам. Прихожане, узнав об аресте пастыря, принялись было хлопотать о его освобождении, но затем испугались и, предавшись постыдному малодушию, отступились от благого намерения.
На следующее утро предполагалось служение молебнов в домах прихожан в двух деревнях, которое обыкновенно проходило в течение двух дней. Жители этих деревень упросили красногвардейцев отпустить священника для совершения молебнов, и отец Феодор под конвоем двух красногвардейцев отправился служить. 2 июля, начиная с утра и до одиннадцати часов ночи, отец Феодор служил молебны, а 3 июля был увезен в тюрьму в Туринск, где, не теряя бодрости и спокойствия духа, провел вместе с другими заключенными пять дней.
Поздно вечером 7/20 июля в камеру, где находился священник, явились красногвардейцы и стали по одному выводить заключенных во двор. По всему было видно, что надо готовиться к смерти. Узники волновались, один отец Феодор сохранял спокойствие и, ободряя других, говорил: «Не бойтесь, надейтесь на Бога!»
Первым выстрелом был ранен старик-еврей, его красногвардейцы затем добили прикладами. Вторым был поставлен спиной к расстрельной стене и лицом к палачам отец Феодор, веривший, что «кратковременное легкое страдание... производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 17–18). В священника несколько раз выстрелили, после каждого выстрела он крестился и говорил: «Будем живы». Пули одна за другой попадали в стену рядом с ним, последняя ударила в крест и, сплюснувшись, отскочила. Красногвардейцы с ругательствами и богохульствами набросились на священника, сорвали с его груди крест и закричали: «А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!» Отец Феодор вместо ответа перекрестился и в тот же миг был убит. После священника красногвардейцы убили железнодорожного служащего, а затем казни были прекращены – остальным было предложено откупиться. Убитых красногвардейцы сбросили в приготовленную заранее яму.
15 июля 1918 года тело замученного пастыря было перенесено в храм, где было совершено отпевание. Извещая о его мученической кончине, церковные журналы в то время писали: «арестованный большевиками за неподчинение по долгу совести и службы их требованиям, противоречащим законоположениям Православной Церкви, по распоряжению представителей советской власти расстрелян в Туринской тюрьме. Епархиальный совет, оповещая об этой новой жертве пастырского долга, призывает причты епархии вознести всенародные молитвы о упокоении иерея-мученика Феодора».
Подробнее...