Преподобный Фома Малеин
Преподобный Фома Малеин (Х) до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная ...
Преподобный Фома Малеин (Х) до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в полном одиночестве, святой Фома боролся с невидимыми врагами с таким же мужеством, как раньше на войне с видимыми врагами отечества.
Жизнь и подвиги святого Фомы не могли скрыться от окружающих, к нему стали стекаться люди, искавшие духовного руководства, а также страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.
Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу (Х).
Подробнее...
Преподобный Акакий Синайский
Преподобный Акакий Синайский жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, у которого был грубый характер. Он заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за все. Недолго пробыв в таком тяжелом послушании, святой Акакий скончался.
Старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика другому старцу, который не поверил, что молод...
Преподобный Акакий Синайский жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, у которого был грубый характер. Он заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за все. Недолго пробыв в таком тяжелом послушании, святой Акакий скончался.
Старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика другому старцу, который не поверил, что молодой инок умер. Тогда учитель Акакия позвал этого старца к могиле Акакия и громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание, не может умереть». Пораженный старец со слезами упал перед гробницей, прося прощения у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь. Это сказание привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник (память 30 марта) как пример терпения, послушания и награды за них.
Подробнее...
Преподобная Евфросиния
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов...
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.
Подробнее...
Святые мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман
Святые мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II) были родом из Италии. Они пострадали за Христа при императоре Траяне в городе Диррахии, расположенном на берегу Адриатического моря.
Присутствуя при мучениях епископа Астия, распятого римлянами на кресте, они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что сами были схвачены и, как исповедники веры во Христа, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке христианами. Через 90 лет мученики явились Александрийскому епископу с повелением похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.
Святые мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II) были родом из Италии. Они пострадали за Христа при императоре Траяне в городе Диррахии, расположенном на берегу Адриатического моря.
Присутствуя при мучениях епископа Астия, распятого римлянами на кресте, они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что сами были схвачены и, как исповедники веры во Христа, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке христианами. Через 90 лет мученики явились Александрийскому епископу с повелением похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.
Подробнее...
Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах
Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование римского императора Диоклитиана в одной из восточных областей Римской империи. Добродетельный пресвитер Епиктет с юности посвятил свою жизнь Богу. Он стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисленные исцеления страдавших от нечистых духов и различных болезней.
Однажды к святому Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местного градоначальника. В продолжительной беседе святой Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истинном Боге, о великой ценности бессмертной человеческой души, о ничтожестве кратковременных земных...
Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование римского императора Диоклитиана в одной из восточных областей Римской империи. Добродетельный пресвитер Епиктет с юности посвятил свою жизнь Богу. Он стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисленные исцеления страдавших от нечистых духов и различных болезней.
Однажды к святому Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местного градоначальника. В продолжительной беседе святой Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истинном Боге, о великой ценности бессмертной человеческой души, о ничтожестве кратковременных земных наслаждений.
Уверовав во Христа и приняв святое Крещение, блаженный юноша стал усердно просить наставника уйти вместе с ним в какую-либо далекую страну, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. Сев на корабль, святые Епиктет и Астион уехали в землю скифов. У устья реки Дунай они поселились недалеко от города Алмириса среди славян-язычников и проводили жизнь в подвигах поста и молитвы.
Богоугодная жизнь отшельников не могла долго оставаться неизвестной миру. К святым стали приходить люди, страдавшие различными болезнями и одержимые злыми духами, и получали исцеления по их молитвам. Язычники тоже стали просить помощи у святых подвижников и, получая облегчение в своих страданиях, обращались ко Христу.
В то время в город Алмирис прибыл начальник области Латрониан, и языческие жрецы донесли на святых Епиктета и Астиона, что они волшебством привлекают людей к своей вере. Святых схватили и начали допрашивать.
После 30-дневного заключения в темнице без пищи и воды святые мученики Епиктет и Астион вновь предстали перед судьей Латронианом, готовые мужественно принять новые страдания за Христа.
Их приговорили к усекновению мечом († 290).
Подробнее...
Святой мученик Евангел
Родители святого мученика Астиона – Александр и Маркеллина приняли святое Крещение от епископа города Томы Евангела, который вскоре пострадал за Христа также через усекновение мечом.
Родители святого мученика Астиона – Александр и Маркеллина приняли святое Крещение от епископа города Томы Евангела, который вскоре пострадал за Христа также через усекновение мечом.
Подробнее...
Святая мученица Кириакия
Святая мученица Кириакия пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклитиана. Она была единственной дочерью благочестивых христиан Дорофея и Евсевии, которые дали обет посвятить свою дочь Богу.
В начале гонения святые Дорофей и Евсевия были разлучены с дочерью и преданы суду правителя Иуста, а святая Кириакия послана в Никомидию к соправителю Диоклитиана – Максимиану Геркулу. Святая мученица с твердостью переносила истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников: идолы пали в языческом капище, лишь только святую привели туда; выпущенные на мученицу дикие звери покорно ложили...
Святая мученица Кириакия пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклитиана. Она была единственной дочерью благочестивых христиан Дорофея и Евсевии, которые дали обет посвятить свою дочь Богу.
В начале гонения святые Дорофей и Евсевия были разлучены с дочерью и преданы суду правителя Иуста, а святая Кириакия послана в Никомидию к соправителю Диоклитиана – Максимиану Геркулу. Святая мученица с твердостью переносила истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников: идолы пали в языческом капище, лишь только святую привели туда; выпущенные на мученицу дикие звери покорно ложились у нее ног. Видя это, многие язычники обратились ко Христу. Когда был прочитан смертный приговор, святая Кириакия попросила время для молитвы. По окончании молитвы она мирно скончалась, избавленная Господом от рук римских палачей (IV).
Подробнее...
Священномученик Павел Чернышев
Священномученик Павел родился 29 декабря 1861 года в селе Новом Камышловского уезда Пермской губернии в семье священника Казанского храма Иоанна Никитича Чернышева и его супруги Александры Александровны. Окончив в 1885 году Уфимскую духовную семинарию, он был в 1886 году рукоположен во священника к Ильинско-Георгиевской церкви в селе Тамакульском Камышловского уезда. В 1891 году он был переведен в Михаило-Архангельский храм в Ревдинском заводе Екатеринбургского уезда, а в 1895 году – в Успенский храм в Ново-Уткинском заводе того же уезда; в 1909 году отец Павел был награжден наперсным крестом...
Священномученик Павел родился 29 декабря 1861 года в селе Новом Камышловского уезда Пермской губернии в семье священника Казанского храма Иоанна Никитича Чернышева и его супруги Александры Александровны. Окончив в 1885 году Уфимскую духовную семинарию, он был в 1886 году рукоположен во священника к Ильинско-Георгиевской церкви в селе Тамакульском Камышловского уезда. В 1891 году он был переведен в Михаило-Архангельский храм в Ревдинском заводе Екатеринбургского уезда, а в 1895 году – в Успенский храм в Ново-Уткинском заводе того же уезда; в 1909 году отец Павел был награжден наперсным крестом.
Ново-Уткинский завод был построен в 1749 году на средства государства; в 1758 году завод вместе с лесами и землями был передан из казенного ведомства частному владельцу, графу С.П. Ягужинскому. В 1779 году Ягужинский продал завод Савве Яковлеву, потомки которого владели заводом до начала ХХ столетия. После постройки завода первыми его рабочими стали переселенцы из других казенных заводов, часть рабочих составляли крестьяне Кунгурского и Туринского уездов. Несмотря на продолжительное существование здесь русского поселения и промышленности, храма здесь не было более полстолетия. Трудно сказать, знали ли два поколения живших здесь русских людей что-либо внятное о Христе.
Первое ходатайство о построении в Уткинском заводе храма было возбуждено перед епископом Пермским Иустином (Вишневским) в 1802 году Главным Верх-Исетским заводским правлением, обещавшим в случае разрешения возвести храм не обременять казну расходами и содержать весь причт на свои средства. Но это ходатайство было отклонено. В 1830 году главноуправляющий Яковлевскими заводами Китаев направил новое ходатайство о постройке храма; оно было удовлетворено Пермским епископом Аркадием (Федоровым) только через два года, в 1832 году, и в следующем году состоялась закладка храма. Каменный однопрестольный Успенский храм был построен на средства заводовладельца и освящен в 1838 году епископом Екатеринбургским Евлампием (Пятницким). В начале ХХ столетия, когда здесь стал служить священник Павел Чернышев, число прихожан достигало трех тысяч человек.
Отец Павел был священником деятельным: в 1910 году его назначили катехизатором Екатеринбургского уезда на 1911 год, в 1915-м – благочинным 2го округа Екатеринбургского уезда.
В 1917 году в России был совершен государственный переворот, следствием которого стала Гражданская война. В начале 1918 года пришедшие к власти в Ново-Уткинском заводе большевики арестовали всех, кто, по их мнению, хотя бы предположительно мог заниматься антибольшевистской деятельностью, в том числе и отца Павла, поместив их в так называемую американскую гостиницу в Екатеринбурге. После недели допросов все были освобождены и вернулись в Ново-Уткинский завод, но через некоторое время по распоряжению председателя Екатеринбургского уездного Совдепа левого эсера Мухина и члена Совета Старкова вновь арестованы. В субботу 7/20 июля все арестованные были приведены к Мухину и Старкову, которые стали издеваться над ними, особенно над священником. Затем, вызвав отряд красногвардейцев, состоявший из рабочих суконной фабрики Злоказова под командованием Ивана Костромина, они распорядились отвести узников под село Арамильское того же уезда, устно отдав приказ о расстреле. Колонна арестованных под конвоем красногвардейцев двинулась по дороге к селу Арамильскому. Когда до села оставалось пять верст, посыпались команды: «Не разговаривать и не оглядываться!» И затем почти в упор их стали расстреливать. Священник Павел Чернышев был убит сразу, из группы в восемь человек двум удалось убежать и скрыться.
Через несколько дней в Екатеринбург вошли чехословацкие части и отряды оренбургских казаков; их командованием было отдано распоряжение о розыске и достойном погребении жертв большевистского террора. Останки священника Павла Чернышева и с ним убитых были обнаружены не сразу, только 11/24 августа смогло состояться их отпевание и погребение. Встреча останков убитых произошла за городом на Уктусском тракте; затем состоялось торжественное богослужение в Александро-Невском соборе Ново-Тихвинского женского монастыря, и все убитые были погребены на монастырском кладбище. «Когда клали отцу Павлу в гроб Евангелие и крест, – вспоминали очевидцы, – то мы, священники, открыли ему лицо, и – о ужас! Лица не было! Была сплошная масса, залитая кровью и мозгами...»
Впоследствии монастырь был закрыт, над могилами разбит парк, и таким образом они были утрачены.
Подробнее...