Святой мученик Каллиник
Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь...
Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь. Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник. Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.
Подробнее...
Преподобный Константин и сподвижник его Косма
Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского († 1192*** память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224*** память 17 января).
Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок. 1240).
Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.
Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского († 1192*** память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224*** память 17 января).
Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок. 1240).
Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.
Подробнее...
Святая мученица Серафима дева
Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117–138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.
При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму...
Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117–138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.
При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.
Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога – Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.
Подробнее...
Святая Феодотия Никейская
Святая Феодотия – верная помощница святой великомученицы Анастасии, с которой они вместе служили страждущим христианам.
Святая Феодотия и три ее сына приняли мученическую смерть. Ее старший сын Евод смело держал себя перед судьей и кротко перенес побои. После долгих пыток их всех бросили в раскаленную печь.
Святая Феодотия – верная помощница святой великомученицы Анастасии, с которой они вместе служили страждущим христианам.
Святая Феодотия и три ее сына приняли мученическую смерть. Ее старший сын Евод смело держал себя перед судьей и кротко перенес побои. После долгих пыток их всех бросили в раскаленную печь.
Подробнее...
Святой преподобномученик Михаил черноризец
Преподобномученик Михаил, ученик святого Феодора Едесского (память 9 июля), в IХ веке был обезглавлен за исповедание веры во Христа. Память его совершается также 23 мая.
Преподобномученик Михаил, ученик святого Феодора Едесского (память 9 июля), в IХ веке был обезглавлен за исповедание веры во Христа. Память его совершается также 23 мая.
Подробнее...
Святой мученик Евстафий Мцхетский
Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575–600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское Богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом...
Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575–600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское Богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-Архиепископ Самуил IV, 582–591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал Католикосом, принял от него Крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.
Его соплеменники-персы, жившие в Мцхета, не сумев склонить святого Евстафия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, принявшие христианство: Губнак, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стефан. Двое из них, Багдад и Панагузнас, под страхом смерти отреклись от Христа.
Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключение в темнице и по ходатайству Католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены.
Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года), по навету прежних врагов святого Евстафия, приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество*** ибо огонь производится человеком и человеком же погашается». По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхета. Страстотерпец услышал Глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».
Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перевезено христианами в Мцхета и с великой честью положено Католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день славной кончины святого мученика.
Подробнее...
Священномученик Алексий Красновский
Священномученик Алексий родился в 1886 году в селе Рождествено Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика храма Рождества Христова Иоанна Красновского. Он окончил Чашниковскую двухклассную церковно-приходскую школу имени императора Александра III. Школа в Чашникове находилась под попечительством уроженца села архимандрита Никона (Рождественского), впоследствии архиепископа, и считалась лучшей. При школе был создан хор, певший на богослужениях в Троицкой церкви, а также в ней проводились воскресные чтения для жителей села, пользовавшиеся большой популярностью...
Священномученик Алексий родился в 1886 году в селе Рождествено Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика храма Рождества Христова Иоанна Красновского. Он окончил Чашниковскую двухклассную церковно-приходскую школу имени императора Александра III. Школа в Чашникове находилась под попечительством уроженца села архимандрита Никона (Рождественского), впоследствии архиепископа, и считалась лучшей. При школе был создан хор, певший на богослужениях в Троицкой церкви, а также в ней проводились воскресные чтения для жителей села, пользовавшиеся большой популярностью. С 1904 года при школе стала действовать корзиночная мастерская, замененная через два года переплетной. По окончании школы Алексей был направлен псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Мартьянкове Дмитровского уезда. В 1907 году он был переведен в Скорбященский храм в селе Ивановском того же уезда. Правлением Вифанской духовной семинарии он был удостоен звания учителя церковно-приходской школы. С 1908 по 1912 год он преподавал пение в земской школе. В 1912 году Алексей поступил на пастырские курсы, организованные в Москве протоиереем Иоанном Восторговым. 26 июня 1913 года он был рукоположен во диакона к Скорбященской церкви и назначен учителем церковноприходской школы. После революции 1917 года диакон Алексий был рукоположен во священника и служил в одном из храмов Орехово-Зуевского района.
В 1931 году отец Алексий был арестован и приговорен к двум годам заключения за невыполнение сельскохозяйственного задания, так как не смог сдать в колхоз семян овощей и яровых. Священник, однако, обжаловал приговор через суд, и это задание, как невыполнимое, было отменено. Через полгода он был освобожден и вернулся к служению в храме.
В 1934 году отец Алексий был назначен в Успенскую церковь в селе Литвинове Наро-Фоминского района. В 1936 году храм был закрыт, и его перевели во Введенскую церковь в селе Маурине того же района, где он прослужил до своего ареста.
23 сентября 1937 года секретный сотрудник НКВД протоиерей Сергий П. дал показания об отце Алексии. «Священник Красновский, – показал он, – является ярым противником существования советской власти. Красновский сказал: « сколько нас ни мучает советская власть, придет такое время, когда и мы будем мучить, все вернем свое мученье и заставим мучиться тех людей, которые в данное время мучают нас˝».
29 сентября был допрошен псаломщик Иван П., бывший также секретным сотрудником, который, как и священник, оговорил множество людей. Он показал об отце Алексии как о человеке антисоветски настроенном и крайне недовольном советской властью.
1 октября был допрошен брат Ивана П. Александр, до революции он был псаломщиком, после революции отказался от служения в храме. Он подписал все лжесвидетельства об отце Алексии, предложенные ему следователем.
Вечером 1 октября отцу Алексию принесли на дом повестку с требованием срочно явиться в Наро-Фоминский райисполком*** здесь и состоялся допрос, занявший около пяти минут. Спросив у священника его биографические данные, следователь заявил:
– Следствие располагает данными о вашей антисоветской деятельности. Дайте следствию показания...
– Лично я никакой антисоветской деятельности и агитации не вел, – ответил священник.
После допроса отца Алексия отправили в Таганскую тюрьму в Москву. 10 октября священник был снова допрошен.
– Вы лишались избирательных прав? – спросил его следователь.
– Избирательных прав я лишен с 1917 года.
– Вам давалось твердое задание?
– Твердое задание давалось...
– Вы признаете себя виновным в антисоветской деятельности?
– Нет, не признаю.
На следующий день, 11 октября 1937 года, тройка при УНКВД по Московской области приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отец Алексий потребовал очной ставки со лжесвидетелями, заявив, что все обвинения, выдвинутые против него, бездоказательны. Но ему в этом было отказано, и он был отправлен в Бамлаг. 20 ноября 1937 года священник прибыл на станцию Тахтамыгда, где в 46-й колонне 1-го отделения ему предстояло отбывать срок заключения, и написал родным, чтобы ему прислали некоторые теплые вещи, так как в дороге его безжалостно ограбили бандиты, но только чтобы вещи были не новые, а иначе опять ограбят.
В лагере медицинская комиссия признала отца Алексия негодным к работе. 10 января 1938 года он писал супруге Анне Николаевне: «Сообщаю, что я жив. Вчера была комиссия, которая продлила мне отдых еще на месяц. Надеюсь, что вы первые письма мои получили и просьбу мою исполните, то есть будете сообщать о себе почаще, за что буду глубоко-глубоко благодарен. Дорогая Нюра! Я тебя просил и еще напоминаю, сходи во ВЦИК... а еще справься в областной прокуратуре о моей жалобе и об ее резолюции. Жалобу я послал через начальство Бамлага 27 ноября, где изложено все так, как было, как произошел арест и как мне было не предоставлено очной ставки, о которой я убедительно просил. Сходи на Петровку и справься у прокурора области по надзору за органами НКВД, а то постарайся попасть лично к прокурору и от себя подай жалобу, за что буду благодарен. Не обижайтесь на меня. Я часто вас вижу во сне. До свидания! Остаюсь искренне любящий вас до последней минуты жизни...»
3 марта 1938 года против отца Алексия и других заключенных Бамлага было начато новое дело. Священника обвинили в том, что он отказывается работать, организует сектантские сборища и открыто выражает антисоветские настроения. В качестве доказательств были представлены агентурные донесения секретных сотрудников НКВД из числа заключенных и протоколы допросов лжесвидетелей, которые показали, «что на колонне № 46 за последние два месяца организовалась контрреволюционная группа бывших церковников, состоящая из служителей культа и сочувствующих им. Все эти лица осуждены по статье 58... активно участвуют в распространении контрреволюционных провокационных слухов, клеветы на партию, правительство и ее вождей. Вышеозначенная группа, возглавляемая бывшим благочинным... по воскресным дням систематически собирается в бараке, где организовывают читку Евангелия и пение церковных песен, а также рассказывают проповеди».
21 марта начальником 2-го отделения 3-го отдела Бамлага НКВД была составлена справка. «Группа заключенных, состоящая из девяти человек бывших попов, семи человек сектантов, четырех кулаков, одного сына промышленника, монархического и прочего элемента контрреволюционного, – писал он, –объединившись между собой, систематически собирали сборища, особенно по воскресеньям и другим религиозным праздникам, где проводили контрреволюционную агитацию среди заключенных. Выражали недовольство судебной политикой советской власти и распространяли контрреволюционную клевету на органы НКВД о терроре, о голоде в СССР, о сталинской Конституции, выборах в Верховный Совет СССР и советской культуре. На контрреволюционных сборищах пели религиозные песни и выполняли религиозные обряды».
31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила всех обвиняемых к расстрелу. Никто из приговоренных не был допрошен, и им долго не сообщалось об их приговоре*** как ни в чем не бывало администрация лагеря выводила каждый день на работу приговоренных к расстрелу.
Священник Алексий Красновский был расстрелян через четыре месяца после приговора, 11 августа 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.
Подробнее...