ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед Собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила...
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед Собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI–ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах «Знамения», кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы «Знамения» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская и другие.
Подробнее...
Святитель Иаков, епископ Ростовский
Святитель Иаков, епископ Ростовский, по местному преданию, принял постриг в Копырском на реке Ухтоме монастыре, в 80 километрах от Ростова. Долгое время он был игуменом этого монастыря, а в 1385 году поставлен епископом Ростовским при митрополите Пимене и великом князе Димитрии Донском.
Защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иаков...
Святитель Иаков, епископ Ростовский, по местному преданию, принял постриг в Копырском на реке Ухтоме монастыре, в 80 километрах от Ростова. Долгое время он был игуменом этого монастыря, а в 1385 году поставлен епископом Ростовским при митрополите Пимене и великом князе Димитрии Донском.
Защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Удалившись от города версты на полторы, святитель Иаков вышел на берег у места будущего монастыря. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Кроткий епископ простил их, но обратно не вернулся. На берегу озера Неро он поставил себе келию и построил небольшую церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю.
Скончался святитель Иаков здесь же 27 ноября 1392 года. Распространено мнение, что святитель Иаков боролся с иконоборческой ересью некоего Маркиана, появившейся в Ростове в конце ХIV века. Древнее житие святителя не сохранилось, его не знал даже святитель Димитрий Ростовский. Новейшие агиографы стали брать сведения из службы святителю Иакову Ростовскому. Однако служба, сохранившаяся в списках ХVI-ХVII вв., была составлена путем заимствований из службы на 6 февраля святителю Вуколу († ок. 100), который боролся с еретиком I века Маркианом, и из службы святителю Стефану Сурожскому (VIII; память 15 декабря), который противостал императору Константину Копрониму (741–775).
Подробнее...
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» (АБАЛАЦКАЯ)
Икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора в честь Софии-Премудрости Божией, Матфеем, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа «Знамения» Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской некой благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился...
Икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора в честь Софии-Премудрости Божией, Матфеем, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа «Знамения» Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской некой благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много чудесных исцелений.
Внешне Абалацкий образ схож с Новгородской иконой «Знамение», с той лишь разницей, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Образ был помещен в серебряную с позолотой ризу и украшен жемчугом и драгоценными камнями.
С 1665 года был установлен ежегодный крестный ход, когда чудотворная икона «Знамение» при огромном стечении богомольцев переносилась в Тобольск и пребывала там с 8 по 23 июля.
В 1680 году деревянный храм, в котором помещалась святая икона, сгорел, но чудотворный образ был спасен. На месте церкви позднее был возведен каменный Знаменский собор, а в 1783 году был основан мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение», который благополучно существовал до начала XX века.
Абалацкий образ Божией Матери особенно почитали царственные страстотерпцы, перед ней они молились во время тобольского заключения
В 1924 году монастырь был закрыт богоборческими властями. Лишь в 1989 году обитель с разрушенными храмами была возвращена Тобольской епархии Русской Православной Церкви. Однако подлинной Абалацкой иконы Божией Матери нет ни в монастыре, ни в Тобольске. Следы ее затерялись, и настоящее местонахождение неизвестно.
В восстанавливаемой из руин обители находится один из списков с первообраза, который по древней традиции называют «Наместницей», и от которой ныне происходят чудеса исцелений прибегающих к помощи Царицы Небесной.
Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение», благоговейно почитаемых по всей Сибири.
Подробнее...
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ
Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская – древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу. В 1747 году для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. Перед нею совершались молебны во время народных бедствий, например, во время чумы 1771 года, холеры 1831 года. Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села...
Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская – древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу. В 1747 году для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. Перед нею совершались молебны во время народных бедствий, например, во время чумы 1771 года, холеры 1831 года. Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села. Молитва перед образом «Знамения» Пресвятой Богородицы, именуемой Царскосельской, помогала также при пожарах и кораблекрушениях.
Икона помещена в золотой оклад, положенный на нее императрицей Елисаветой Петровной, а в 1849 году покрыта драгоценной ризой со множеством драгоценных камней. Камни также присутствуют на драгоценной короне. Внизу иконы на золотой дощечке вырезаны слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас». На образе главу Богоматери осеняют херувимы. В позднейшее время на иконе изображались также апостол Петр, святой Захария, святая праведная Елисавета, Алексий, человек Божий.
Подробнее...
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКАЯ
Недалеко от Саровской пустыни находилась Серафимо-Понетаевская женская обитель. Название свое она получила по имени преподобного Серафима Саровского.
Одна из сестер Понетаевского монастыря, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала для своей обители образ «Знамение» Божией Матери. Вскоре эта икона прославилась дивными чудотворениями и стала главной святыней обители. Первое прославление образа совершилось при следующих обстоятельствах.
14 мая 1885 года, в 9 часов вечера, несколько монахинь, находившихся в одной из келий игуменского корпуса, где помещалась икона, вдруг были поражены переменой,...
Недалеко от Саровской пустыни находилась Серафимо-Понетаевская женская обитель. Название свое она получила по имени преподобного Серафима Саровского.
Одна из сестер Понетаевского монастыря, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала для своей обители образ «Знамение» Божией Матери. Вскоре эта икона прославилась дивными чудотворениями и стала главной святыней обители. Первое прославление образа совершилось при следующих обстоятельствах.
14 мая 1885 года, в 9 часов вечера, несколько монахинь, находившихся в одной из келий игуменского корпуса, где помещалась икона, вдруг были поражены переменой, совершившейся с образом. Они заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе стал особенно просветленным, а взор Ее поочередно останавливался на сестрах, с трепетом и благоговением взиравших на чудесное явление. Эти изменения происходили в течение четверти часа, а в 12 часов ночи снова повторились. На следующий день икона с почестями была перенесена в монастырский храм, и скоро огромное множество верующих стали поклоняться святому образу. Многие страждущие по молитвам своим ко Пресвятой Богородице и Ее чудотворной иконе получали исцеление от своих недугов.
Указом от 5 октября 1885 года Святейший Синод признал чудотворность Понетаевской иконы «Знамение». Преосвященный Нижегородский Модест сделал распоряжение поместить икону в храме Живоносного источника в Понетаевском монастыре, где она и помещалась за правым клиросом.
На иконе Богоматерь изображена с воздетыми гор́е руками. На лоне Пречистой Девы находится Предвечный Младенец, окруженный сиянием.
Точная копия чудотворной иконы «Знамение» находится в скиту Серафимо-Дивеевского монастыря.
Подробнее...
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ВЕРХНЕТАГИЛЬСКАЯ
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» находится в Знаменской церкви г. Верхнего Тагила (как повествует предание – со времени его открытия в 1753 году). Образ очень почитаем среди православных верующих Среднего Урала. Чтимый чудотворный образ Божией Матери помещен у левого клироса, на аналое, под стеклом. Икона украшена многочисленными драгоценными дарами от получивших исцеление по молитвам ко Пресвятой Богородице благодарных верующих.
Иконографическое изображение Богоматери – Оранта (с воздетыми в мол...
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» находится в Знаменской церкви г. Верхнего Тагила (как повествует предание – со времени его открытия в 1753 году). Образ очень почитаем среди православных верующих Среднего Урала. Чтимый чудотворный образ Божией Матери помещен у левого клироса, на аналое, под стеклом. Икона украшена многочисленными драгоценными дарами от получивших исцеление по молитвам ко Пресвятой Богородице благодарных верующих.
Иконографическое изображение Богоматери – Оранта (с воздетыми в молитве руками). На груди Божией Матери, в медальоне – изображение Богомладенца, Который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Вверху с правой стороны от лика Божией Матери изображение херувима, с левой – серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и бесследно исчезла.
Святой образ, явившийся в 1709 году, находился в собственности местного жителя Саввы Медведева до 1753 года, а затем был передан им во вновь построенный Верхнетагильский Знаменский храм. Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, однако икона Пресвятой Богородицы осталась неповрежденной в огне, и в 1876 году она была перенесена во вновь отстроенный каменный Знаменский храм, в нем она и пребывает по сей день.
Об особом почитании святого образа свидетельствуют крестные ходы, собиравшие большое количество богомольцев и совершавшиеся в течение всего лета. Крестные ходы с чудотворной иконой проходили до конца 20-х гг. ХХ в. и прекратились с установлением в краю советской власти.
С чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Верхнетагильской делалось большое число списков, наиболее почитаемыми из которых являются Быньговский список, находящийся в Никольской церкви с. Быньги Невьянского района, и Невьянский, находившийся ранее в Преображенском соборе, а теперь в Вознесенской церкви г. Невьянска.
В алтаре Верхнетагильской Знаменской церкви хранится рукопись начала XX в., содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Копия рукописи хранится в Верхнетагильском краеведческом музее.
Подробнее...
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» «КОРЧЕМНАЯ»
Об иконе Божией Матери «Знамение» «Корчемной» предание повествует следующее:
В городе Рязани жила некая вдова, одержимая страшным недугом пьянства. Продав уже все, что было у нее дома, женщина принесла в так называемую Красную корчемницу находившийся у нее образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и, подав его корчемнику, просила за икону вина.
Богобоязненный корчемник, укорив вдову, все же взял святой образ и поставил в своей божнице. Спустя несколько дней, когда вдова протрезвела и осознала свой грех, она поспешила к корчемнику, неся ему день...
Об иконе Божией Матери «Знамение» «Корчемной» предание повествует следующее:
В городе Рязани жила некая вдова, одержимая страшным недугом пьянства. Продав уже все, что было у нее дома, женщина принесла в так называемую Красную корчемницу находившийся у нее образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и, подав его корчемнику, просила за икону вина.
Богобоязненный корчемник, укорив вдову, все же взял святой образ и поставил в своей божнице. Спустя несколько дней, когда вдова протрезвела и осознала свой грех, она поспешила к корчемнику, неся ему деньги и умоляя отдать икону. Тот исполнил ее желание, но наутро женщина не нашла принесенной накануне домой иконы. Корчемник же, к своему великому удивлению, увидел этот образ Пресвятой Богородицы на прежнем месте в своей божнице.
Вскоре пришла к нему вдова и рассказала об исчезнувшей иконе, а корчемник показал на святой образ и со слезами благоговения сказал: «Вот Она, Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она здесь оказалась». В слезах возвратилась вдова домой, но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени от пьянства исцелилась.
С тех пор икона, получившая в народе наименование «Явленной корчемной», пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году.
Много чудес и исцелений произошло по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» «Корчемной».
Ныне чудотворный образ Божией Матери пребывает в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии, а список с нее постоянно находится в Николо-Ямском храме г. Рязани, являющемся подворьем обители.
Подробнее...